• Главная
  • Мониторинг
  • «Второй Ганнибал русский». Константин Иванович Острожский: жизнь, победы, достижения...

«Второй Ганнибал русский». Константин Иванович Острожский: жизнь, победы, достижения

07.04.2010, 00:17
Объявление 2010 года Годом Константина Ивановича Острожского — продолжение замечательной идеи газеты «День» и Национального института истории Украины, которую начали воплощать в прошлом году.

 Александр БУЛЫГА, директор Ровенского областного краеведческого музея. — "День", №58, 2 апреля 2010 года

«Неприязнь до православної Москви й вірна служба королеві-католику не спиняли його славитись православним благочестям». Николай Костомаров

Объявление 2010 года Годом Константина Ивановича Острожского — продолжение замечательной идеи газеты «День» и Национального института истории Украины, которую начали воплощать в прошлом году. После юбилея гетмана Мазепы отмечается юбилей человека, который первым среди украинцев был удостоен гетманского звания. В нынешнем году этот проект будет реализовываться вместе с Национальным университетом «Острожская академия». Именно с Острогом едва ли не самым тесным образом связаны жизненные стези гетмана Константина, который внес значимый вклад в становление украинства, сохранение и приумножение наших национальных достижений. Благодаря его деяниям укреплялся авторитет родной земли, был заложен фундамент для последующих свершений потомков.

Достойным продолжателем родительских стремлений стал сын Константина Ивановича Василий, которого именно так назвали при рождении, возможно, в память о его прадеде. Но позже к его имени было добавлено отцовское имя Константин, которое стало княжеским родовым именем Острожских. Именно Василий-Константин известен, как основатель Острожской академии — первого высшего учебного заведения Восточной Европы.

В связи с одинаковым именем сына и отца Острожских даже известные исследователи иногда путали деятельность Константина Ивановича и Константина Константиновича, приписывая дела отца сыну и наоборот. Чтобы различать этих двух деятелей, некоторые историки называют их Константином-старшим и Константином-младшим, или Константином I и Константином II.

Внимание исследователей чаще привлекала фигура Константина-младшего. Сегодня же хотим вспомнить о его отце Константине-старшем. Это до недавнего времени на его имя был наложен особенный запрет, потому что этот человек всю свою жизнь заботился о развитии православной церкви и был одним из главных врагов Москвы. Это во многом объединяет князя Острожского именно с гетманом Мазепой.

Годом рождения Константина Ивановича считают 1460-й. Случилось это вероятнее всего в родовом поместье его родителей — Остроге. Впервые в документах князь вспоминается, когда ему уже минуло двадцать лет (1486 г.). В то время он служил при дворе Казимира IV. Появление молодого волынского княжича на великокняжеском дворе в Вильно стало началом деятельности будущего выдающегося государственного деятеля и военачальника. В течение 1492—1494 годов Острожский проявил себя с лучшей стороны в боевых действиях во время литовско-московской войны. В 1495 году во время очередного набега татар на Волынь князь был с теми вельможами, которые вышли навстречу врагу. Однако их силы оказались неравными, и украинские шляхтичи вынуждены были искать защиты в Ровенском замке. Следующие бои с ордой были более удачными.

В 1496—1497 годах Острожский, уже как опытный воин, возглавлял оборону украинских границ от татарских набегов. За победы князь получил в свое пользование Брацлавское, Винницкое и Звенигородское староства. В ноябре 1497 года Константина Ивановича был назначен первым гетманом Великого княжества Литовского. Новая должность соответствовала современному посту министра обороны. От имени Великого князя он руководил всем войском. За время командования литовско-русскими вооруженными силами волынский князь одержал победы в 30-ти (по данным эпитафии, в 60-ти) битвах. Как гетман Острожский приложил особенно много сил и мастерства в борьбе с татарами. Для защиты от орды князь поставил дело обороны в государстве как одно из важнейших.

За годы борьбы выработалась особенная стратегия войны: гетманские войска нападали на татарские в тот момент, когда те, отягощенные добычей, возвращались домой, и всегда выигрывали битву. Именно так Острожский в 1512 году вместе с польским гетманом Каменецким остановил татар под Вишневцом на Волыни. В бою погибло 5 000 татар, было освобождено 15 000 пленников и захвачено 10 000 лошадей. В 1518 году, уже на Киевщине, гетман опять разгромил татарское войско. Но в следующем году Острожский принимал участие в неудачном бою под Сокалем: поляки не посчитались с его предостережением не выходить против более многочисленных сил врага, бой был начат в неудобном месте, и татары одержали победу. В 1520 году гетман Острожский организовал удачную оборону от татар между Олеском и Зализницами. 1524 год отмечен погонею за ордой, возвращавшейся из Галичины. Вот так почти ежегодно гетман выступал против татарских полчищ, возглавлял оборону границ. Самый удачный бой с татарами Острожский провел под Ольшаницей на Киевщине. В том же 1527 году татары опять попробовали напасть на Волынь, но были повержены. В плен было взято 25 тысяч татарских воинов. Часть из них Константин Иванович поселил в Остроге за пределами города. Это поселение получило название татарского, или Зарванского предместья (ныне улица Татарская). Татары работали на укреплении города, занимались ремеслами и торговлей, служили в княжеских хоругвях.

Последняя большая победа волынского героя широко отмечалась. По приезду гетмана в Краков король Зигмунт принял его с большими почестями в присутствии всего двора. А когда он въезжал в замок, перед ним несли военные знаки, завоеванные у врага, и вели пленных татар.

Кроме борьбы с татарами, время от времени Острожскому приходилось воевать с Московией. 14 июля 1500 года во время битвы около Дорогобужа на реке Ведрош, что на Смоленщине, восьмитысячный отряд бояр Великого княжества Литовского был разгромлен двадцатитысячным московским войском. В этом бою был ранен и попал в плен гетман Острожский. Он был в заключении в течение семи лет. Находился в Вологде и Москве, где его настоятельно уговаривали принять московское подданство. Шесть лет князь не соглашался на это. 18 октября 1506 года узник будто согласился принести присягу на верность Великому князю Московскому, сделав формальную «поручную запись» о согласии служить Москве. Ему предоставили боярский чин и направили в действующую армию для борьбы с татарами. Позднее, выехав на западную границу под предлогом обзора позиций, Острожский убегает домой. По возвращении князя на родину в Московии его стали называть «врагом Божьим». Через 200 лет подобными эпитетами наградят в Москве еще одного гетмана, Ивана Мазепу, который тоже хотел избавиться от московской «доброты».

На Волыни же Острожского встречали с большой радостью. Ему вернули прежнее староство, а также подарили староство Луцкое с титулом маршалка Волынской земли, что давало гражданскую (старостовскую) и военную (маршалковскую) власть над всей Волынской землей. 27 ноября 1507 года Константин Иванович во второй раз был провозглашен гетманом Великого княжества Литовского. Уже в следующем году он одержал победу над московской армией, заключив 8 октября 1508 года Вечный мир. Но через четыре года начинается новая война, московская армия захватывает Смоленск. Битва, которая развернулась вблизи белорусского местечка Орша в 1514 году, закончилась победой гетмана Острожского, войска которого наголову разбили 80-тысячную московскую армию. После этого гетман взял в осаду Смоленск, взять который ему не удалось. Как писали летописцы тех времен, Острожский «месту и властям Смоленским много лиха вчинивши и опять вернулся до своея земли у Литву».

За победу под Оршей князя триумфально чествовали на родине. На долгие годы увековечила военную доблесть гетмана картина, написанная после победы литовско-русской армии под названием «Битва под Оршей». Ныне она хранится во Вроцлавском музее (Республика Польша).

В связи с победами над московской армией в «Волынской короткой летописи» сравнивается гетман Острожский с Александром Македонским, Пором Индийским, библейским воителем Авном, Тиграном Армянским, указывается на то, что князь за свои победы достоин «самого Божьего града Иерусалима». Киевский летописец просил: «...видатному князю Константину Ивановичу Острожскому дай, Боже, здоровье и щастие вперед лепшее, как ныне победил силу великую московскую, абы так побивал сильную рать татарскую, проливаючи кров их бусурменскую».

Гетмана Острожского уважали его современники. Известный польский историк Мацей Стрийковский называл гетмана вторым Ганнибалом и Сципионом русским и литовским, «...мужем святой памяти и очень прославленной деятельности». Московский князь Андрей Курбский, который, убежав из Московии, нашел пристанище на Волыни, писал про «...гетьмана храброго и славного Константина в правоверных догмах светлаго и во всяком благочестии сияющего, яко славші и похвальнії в делах ратных явишась, отечество свое обороняюще...» А вот мнение человека из западного мира — папского легата Пизони: «Князь Константин может быть назван лучшим военачальником нашего времени, он 33 раза был победителем на поле битвы... в бою не уступает по храбрости Ромулу».

Во всех битвах под предводительством гетмана, принимала участие и Волынь. Как свидетельствовал смотр войска Великого княжества Литовского, устроенный в 1529 году, Волынь была на пятом месте по количеству оборонной силы в государстве. Ее опережали Венское, Троцкое, Жмудское и Подляшское воеводства. Большую часть волынского войска обеспечивал сам гетман. В целом из 294 боярских семей Волыни давалось 789 коней и 6112 мужчин для службы. Сам Острожский поставлял 426 коней и 3408 человек для службы. К борьбе с татарами гетман привлекал в свое войско новую силу, утверждавшуюся в тогдашнем обществе, — запорожское казачество. Константин Иванович считал казаков хотя и плохо вооруженными, но в борьбе с мусульманами более опытными, чем поляки.

Характеризуя особенную роль князя Острожского, Пантелеймон Кулиш писал: «Национальная стойкость его значила много для нашей Руси, уже разуверившейся в своей национальности. О нем осталась лучшая память среди польских и украинских рыцарей. Был он самым храбрым среди своих соратников и самым справедливым при разделе военной добычи. С пленными вел себя по-христиански. Позволял приходить к себе наименьшему просителю. Награждал за заслуги своих соратников так щедро, как никто».

Действительно, авторитет князя был огромным. Заслужил он его не только благодаря победам на поле брани, но и своими делами на благо православного люда. В 1500 году Московия, объявляя войну Литве, в составе которой были украинские и белорусские земли, в качестве повода, который заставил ее это сделать, указала защиту православных русинов, которых Литва будто силой вынуждает принимать католичество. (Подобно этому кое-кто и сегодня не прочь защитить «русскоязычное население в землях, временно отошедших от России».) Не соглашался с этим самый ярый сторонник православия в Литве — князь Острожский, выступивший против Москвы в защиту родной земли и позже отказавшийся от московской «помощи».

На своем веку Константин Иванович построил много православных храмов в разных уголках государства. Два из них в самой столице Вильно. В родном Остроге основал Троицкий монастырь. Документы зафиксировали его богатые дары Воскресенской и Николаевской церквам в Дубном (7 февраля 1492 г.), Никольскому монастырю, построенному на месте победы над московским войском (1518 г.), Межигорскому монастырю (12 марта 1523 г.), Виленскому Успенскому собору (4 июля 1522 г.). Он дарил церквам предметы культового обихода (одеяния, кресты, ризы). Дерманскому монастырю была передана книга наставлений патриарха Константинопольского Калиста 1499 года и рукописное Евангелие 1507 года. Через 200 лет уже гетман Мазепа, подобно своему предшественнику, будет радеть о православных святынях Украины.

Как второе лицо Литовского государства, Острожский пытался полнее всего использовать возможности помощи своим соплеменникам. Под руководством гетмана был созван и проходил православный собор в Вильно, который, в частности, поддержал борьбу за восстановление православной епископской власти во Львове. По его ходатайству, на сейме в Бересте были подтверждены права православной церкви, и указывалось на невмешательство светской власти в ее дела. Даже оппоненты Острожского удивлялись стойкости его убеждений. Упоминавшийся уже Пизони писал: «Князь Константин Острожский так благосклонен к греческой церкви и настолько придерживается ее догм, что ни на йоту от них не отступает. Если бы удалось его обратить в лоно святой матери-церкви, за ним потянулось бы бесконечное число люда — настолько велико влияние его на соотечественников».

Конечно, как и всякий смертный человек, у князя были определенные недостатки, он совершал ошибки, находился в зависимости от обстоятельств и событий, происходивших в том обществе. Да, Острожского упрекали в содействии получению иерархических должностей в православной церкви. Хотя, что касается «греческой веры» времен Константина Ивановича, этот период называли ее «золотым веком». Дважды после смерти киевских митрополитов, до избрания нового митрополита, князя утверждал король опекуном киевской митрополии.

Большие заслуги были у Острожского перед Киевом и Киево-Печерской лаврой. Он способствовал их развитию, заботясь о восстановлении многочисленных киевских храмов. Об этом свидетельствуют архивные документы. Так, в списках Киево-Печерского монастыря XVIII века современный киевский исследователь В. Ульяновский нашел сенсационные сведения о том, что Константин Иванович передал Лавре печатное оборудование, «подарил... буквы и все надлежащие средства для печатного дела из Острожской типографии в лето от Рождества Христова 1531-е. Печатание книг началось настоящее в 1533 году». К сожалению, архив Лавры сгорел, и не сохранилась дарственная грамота XVI века на типографию. Однако, задолго до опубликования исследователем Ульяновским лаврских документов XVIII века, ученые высказывали мнение о прямой причастности князя Острожского (старшего) к книгопечатанию. Объясняли это пересечением жизненных дорог князя и белорусского первопечатника Франциска Скорины. Большинство исследователей склоняются к мнению, что именно Острожский способствовал выходу книг Франциска Скорины в Вильно, оказывая материальную и финансовую помощь. Забота о печатном деле повлекла и появление печатного оборудования в Остроге, а оттуда, как свидетельствуют документы, оно было переправлено в Киев. Будущие поиски должны пролить свет на эту малоизвестную страницу в биографии К.И. Острожского и книгопечатания в Украине.

Гетман Острожский занимал еще пост виленского кастеляна и тракийского воеводы. В соответствии с тогдашними общественными законами, которые дискриминировали православных, эти должности мог занимать лишь католик. Поэтому утверждение на них православного русина свидетельствовало о незаурядном авторитете волынского князя. Также, в соответствии с привилегией от 13 августа 1522 года, Острожский получил право ставить печати на документах и письмах даже к королю на красном воске. Это был одна из самых больших привилегий для высокопоставленных чиновников тех времен.

Константин Иванович был дважды женат. Первый раз на княжне Татьяне Семеновне Гольшанской. Во второй раз женился на дочери князя Семена Слуцкого — Александре. Оба брака принесли роду Острожских значительные имения. Не менее чем в два раза преумножилось землевладение династии и за счет пожалований-выслуг, которые получал гетман от Великого князя Литовского.

Умер князь 10 августа 1530 года в Вильно, хотя называют нередко другие даты (1531, 1533 гг.). Тело его было перевезено в Киев и похоронено в Успенском соборе Киево-Печерской лавры, который был также местом захоронения выдающихся деятелей Украины, начиная с княжеской эпохи и вплоть до XVIII века.

Среди всех надгробий храма памятник князю К.И. Острожскому выделялся особенно, привлекая внимание не только прихожан, но и ценителей искусства, которые сравнивали его с лучшими творениями эпохи Возрождения. Увековечил память о Константине Ивановиче Острожском в Успенском соборе его младший сын Василий-Константин, который стал достойным продолжателем дела своего отца. Сегодня же мы можем лишь на фотографиях и благодаря копии, хранящейся в Московском историческом музее, увидеть уникальный памятник украинского Возрождения последней четверти XVI века. Сам Успенский собор, надгробия князя Острожского и других деятелей украинской истории был уничтожен 3 ноября 1941 года в день посещения Лавры президентом Словакии Тисо.

Разные враги разрушали нашу землю, ее святыни, уничтожали могилы украинских патриотов, но не удалось и, понятно, никогда не удастся разрушить человеческую память и любовь украинского народа к своим героям и лидерам.

Р.S. Постоянная комиссия Ровенского областного совета по вопросам духовности, культуры и социальной политики в честь памяти о Константине Ивановиче Острожском инициировала выделение из областного бюджета 60-ти тысяч гривен. Эти средства предложено направить на издание монографии современного исследователя эпохи гетмана Острожского профессора В. Уляновского «Славний для всіх часів чоловік: князь Костянтин Іванович Острозький» и научно-популярного издания профессора П. Кралюка «Руський Сципіон», а также на проведение международной научной конференции, посвященной 550-летию со дня рождения славного сына Волынской земли, которая состоится в Национальном университете «Острожская академия».

Большой вклад княжеского рода Острожских в сохранении наших давних обычаев, традиций является неопровержимым. Необходимо, чтобы о делах этой княжеской династии знали их потомки. У дела, начатого Острожскими в не менее сложное, нежели сегодня, время должны быть свои достойные продолжатели. Свершится это тогда, когда появятся новые Константины — защитники, хозяева, меценаты.