Космо-Дамиановский монастырь

Предание связывает это место со святыми братьями-бессребрениками Космой и Дамианом.

Олена ІВАНОВА. — "БОСПОР Крым", 5-12 червня 2008 року (рос.)

В 16 километрах от Алушты в котловине гор южнее Чатырдага, окруженной лесистыми склонами Бабугана, хребтом Конек и Черной горой, у источника Савлух-Су («здоровая вода») была основана Космо-Дамиановскакя обитель. Прохладная вкусная вода источника с древних времен считалась целебной и способной излечивать разные заболевания.

Предание связывает это место со святыми братьями-бессребрениками Космой и Дамианом. Хотя документальных подтверждений о пребывании святых Космы и Дамиана в Крыму нет, издавна считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножия Чатырдага, у источника, носящего сегодня их имена.

Есть предположение, что в средние века христиане построили у источника храм. Но после их массового переселения из этого района в 1778 году в Приазовье все храмы здесь были брошены и многие бесследно исчезли. Тем не менее на протяжении многих лет люди разных национальностей и вероисповеданий приходили к целебному источнику, желая обрести здоровье. Ежегодно 14 июля, в день памяти святых Космы и Дамиана, здесь собирались христиане, священники у источника служили молебны и освящали воду. Никаких строений в то время здесь не было. Только в двадцатые годы XIX века на средства графини Софьи Потоцкой у целебного ключа было построено временное пристанище для паломников.

Архиепископ Херсонский и Таврический Иннокентий во время своего путешествия с целью ознакомления с древними памятниками христианства в Крыму неоднократно посещал и источник святых Космы и Дамиана. Отсюда он часто поднимался для молитвы на вершину Чатыр-Дага, где собирался построить храм. После указа Святейшего Синода, вышедшего в начале мая 1850 года, родник вошел в перечень мест, где планировалось создание киновий (обителей). В том же году святитель Иннокентий ходатайствовал об учреждении монастыря и отводе с этой целью четырех десятин земли около источника. В августе 1851 года от земель, принадлежащих казенной даче, был отмежеван необходимый участок для устройства Космо-Дамиановской обители.

В этом же году настоятелю алуштинской церкви в честь святого Феодора Стратилата священнику Димитрию Черняеву и старосте купцу Андрею Коротенко архиепископом Иннокентием были поручены заботы об источнике. А купец Иван Санютин пожертвовал необходимые средства на строительство здесь небольшого помещения для богомольцев.

В апреле 1853 года от Святейшего Синода было получено разрешение на открытие при источнике киновии. Но начавшаяся Крымская война остановила обустройство монастыря в самом начале. Около родника был построен военный наблюдательный аванпост, а в ущелье по течению реки Альмы — временные укрепления. Строительство монастыря началось лишь после окончания войны в 1857 году.

Первым настоятелем Космо-Дамиановской обители стал игумен Макарий — в миру Михаил Пруцкий. С его именем связана история строительства и расцвета Космо-Дамиановского монастыря. Михаил Пруцкий родился в Белгороде Курской губернии. Юношей он поступил послушником в Глинскую пустынь и пробыл там пять лет. Узнав, что в Крыму открываются новые обители, попросился в одну из них, и был принят в Бахчисарайский Свято-Успенский монастырь. В 1853 году он принял монашеский постриг с именем Макарий. А в сентябре 1854 года инок Макарий был рукоположен в сан иеромонаха.

Во время Крымской войны до 1856 года отец Макарий находился в военных госпиталях, где ухаживал за ранеными и больными тифом и холерой, стараясь облегчить не только их физические страдания, но и подавая им, как священник, духовную помощь. После окончания Крымской войны иеромонах Макарий вернулся в Бахчисарайский Успенский скит. Вскоре ему было поручено устройство новой Космо-Дамиановской обители. Виюле 1856 года отец Макарий вместе с монахом Игнатием был направлен к источнику святых Космы и Дамиана. В сентябре 1857 года иеромонах Макарий был возведен в сан игумена и управлял Космо-Дамиановским монастырем двадцать лет.

Обустроить монастырь оказалось делом далеко не легким. Обитель окружали со всех сторон крутые склоны гор и высокий густой лес. От трассы хорошей дороги к монастырю не было, поэтому монахи сами заготавливали лес для строительства, на своих плечах приносили необходимые строительные материалы. Кроме того, строительство зданий велось на деньги от добровольных пожертвований паломников. Известно, что и сам игумен Макарий свое наследство в сумме семь тысяч рублей истратил на устройство обители и пособия бедным.

Вскоре в 1857 году на пожертвования жителей Симферополя на территории обители по рисунку архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия была построена первая небольшая деревянная церковь в честь святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана. Маленькая церковь не удовлетворяла нужд братии и не вмещала многочисленных паломников. Поэтому вскоре приступили к строительству новой деревянной церкви с колокольней и ризницей, которая была освящена в 1870 году в честь тех же святых. На месте старого храма около источника была устроена деревянная часовня, а около нее — специальная купальня из дерева под железной крышей. Каждый желающий мог омыться в ней. После 1912 года часовню заменили на каменную с образами Христа Спасителя, Божией Матери и святых бессребреников Космы и Дамиана.

Новый храм был достаточно просторен. Он свободно вмещал всех иноков монастыря и приезжающих паломников. Однако церковь была рассчитана на теплое время года и зимой не отапливалась. Поэтому монастырская братия снова приступила к строительству еще одной деревянной зимней церкви в честь Преображения Господня. К 1874 году она практически была окончена. Но освящение нового храма состоялось только в 1878 году. Все работы были приостановлены из-за болезни и смерти игумена Макария. Игумен Макарий был похоронен на территории монастыря: в притворе у западных дверей храма Преображения Господня. Его могилу оградили чугунной решеткой, а в 1880 году здесь установили мраморную плиту.

Обитель постепенно обустраивалась. На ее территории выросли три братских корпуса и один для настоятеля, две гостиницы для паломников, трапезная с кухней, баня, мастерская и другие необходимые хозяйственные постройки. Практически все они были деревянными под железной крышей. Только некоторые из них имели высокий каменный фундамент.

Расширялись и монастырские земельные угодья. В 1872 году по ходатайству архимандрита Евгения, благочинного Таврической епархии, из земель казенной лесной дачи монастырю было отмежевано еще девятнадцать десятин. Таким образом, в Симферопольском уезде монастырь владел двадцатью тремя десятинами земли. В 1881 году севастопольский купец Г. П. Порывай подарил монастырю двести одну десятину пахотной земли в селе Григорьевке Перекопского уезда. Это было очень кстати, потому что земля вокруг киновии была мало пригодна для сельскохозяйственных работ: чтобы разбить здесь огороды, монахам приходилось выравнивать участки земли и очищать их от леса. В Григорьевке были построены два каменных дома и хозяйственные сооружения, вырыты артезианские колодцы. Здесь была и каменная церковь в честь Трех Святителей, приписанная к Космо-Дамиановскому монастырю.

Особо почитаемой святыней в обители была икона святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. Сами мощи святых хранятся в Риме, а их частицы попали в Россию при следующих обстоятельствах. Сын известного арабского священника-миссионера Спиридона Саруфа Георгий поступил в Российскую Медико-хирургическую Академию. Императрица Мария Александровна выделила молодому человеку средства на дорогу из Дамаска в Санкт-Петербург. Спиридон Саруф хранил у себя частицы мощей святых Космы и Дамиана, а перед отъездом сына благословил его и вручил ему эту драгоценную святыню. В России Георгий Саруф познакомился с семьей президента Академии доктора П. А. Дубовицкого. Жена Дубовицкого, узнав об имеющейся у Саруфа святыне, просила отделить и ей частицу мощей. Через несколько лет М. А. Дубовицкая передала святые мощи настоятелю Инкерманского Свято-Климентовского монастыря отцу Ефрему, а тот доставил их архиепископу Таврическому и Симферопольскому Алексию. В июле 1862 года Владыка Алексий торжественно укрепил святые мощи на храмовой иконе святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана одноименной им обители. В храме икона находилась на особом месте возле клироса. Перед ней постоянно горела лампада.

В жизни монастыря были и свои трудности. Обитель располагалась в теснине, окруженной горами, поэтому световой день здесь был короче почти на четыре часа. Зима была особенно тяжелым временем для монастырской братии. Вот как описывает жизнь киновии в те времена в книге «Очерки Крыма. Картины крымской жизни, истории и природы» Е. Марков: «Обыкновенно же в этом заоблачном ските трудно найти что-нибудь, кроме кружки молока. В этом возвышенном горном поясе невозможно возделывать даже огородные овощи, а зимой снега до такой степени заносят монастырек и подступы к нему, что иногда по нескольку недель он остается погребенный под сугробами. Когда жители соседних долин заметят, что уже давно не приезжает из скита верховой монах за покупками в город, поднимается тревога и идут с лопатами откапывать монастырек, осведомиться, цел ли он».

Далі буде