• Головна
  • Моніторинг
  • Утрата Московской Патриархией влияния на церковную жизнь Украины и последствия этого для России...

Утрата Московской Патриархией влияния на церковную жизнь Украины и последствия этого для России

06.05.2010, 11:18
Победа Януковича и общий откат «оранжевой волны» создали запас исторического времени для удержания и исправления и подлинного врачевания Православия на Украине.

Сергій БАРАНОВ. — "Аналитик", 27 квітня 2010 року (рос.)

От редакции: в данной статье представлена авторская точка зрения, отражающая мнение части российских экспертных кругов и не совпадающая по ряду значимых моментов с редакционным взглядом на религиозно-политическую ситуацию в Украине. В ближайшее время «Analitik.org.ua» предполагает опубликовать материал, в котором предлагается альтернативный взгляд на поднятые здесь важные проблемы.

1. Церковная ситуация на Украине и Русская Православная Церковь

Украина сегодня остаётся канонической территорией Русской Православной Церкви Московского Патриархата. РПЦ является единственным крупным и самым прочным институтом, объединяющим братские народы России, Украины и Белоруссии.

Устранение РПЦ с территории Украины - ключевая цель украинских националистов и их западных покровителей. Она в значительной мере уже реализована.

В течение всего периода правления Ющенко и Тимошенко ситуация Русской Православной Церкви неуклонно ухудшалась. Усилия в этом направлении предпринимались оранжевым руководством сознательно и планомерно. Хотя секретариат Ющенко так и не смог взять твердыню Православия, он значительно подготовил как украинское общество, так и православный клир к разрыву с Русской Православной Церковью.

Приход к власти В. Януковича и Н. Азарова радикально не изменил ситуацию разделения, так как она зашла уже достаточно далеко.

В отличие от России и Белоруссии, в этой стране РПЦ находится на пороге утраты лидирующего положения и превращения в Церковь меньшинства.

Причины этого следующие:

    1. Захват греко-католиками большинства приходов западных епархий РПЦ в Галичине в начале 1990-хх гг. Данные епархии УГКЦ составляют меньшинство верующих, но являются важным фактором внешнего влияния католичества в стране.

    2. Раскол Православной Церкви и образование неканонической Украинской Православной Церкви непризнанного в православном мире Киевского Патриархата. Данная религиозно-политическая структура признается и официально поддерживается нынешними властями Украины, продолжает расти за счёт захвата храмов и приходов у канонической Церкви и учреждения новых приходов. Влияние УПЦ КП ограничено, но оно действует непрерывно. На территории Запада и Центра Украины влияние канонической Церкви сильно ограничено УПЦ КП.

    3. Наличие и рост на Украине большого количества небольших христианских церквей и сект. Среди них есть и православные, в частности, отколовшаяся в 20-е годы Украинская Автокефальная Православная Церковь (УАПЦ), и римо-католики, и протестанты и сторонники восточных культов, и тоталитарных сект Все они вольготно чувствуют себя на Украине в условиях слабого контроля государства и общества. Ряд крупных и множество мелких государственных деятелей являются адептами этих культов (Черновецкий, Турчинов).

    4. Сильное внешнее влияние на церковную политику. Зарубежные религиозные центры оказывают всяческую помощь структурам, альтернативным каноническому Православию. Стоит только сказать, что УАПЦ поддерживается Константинопольским патриархатом.

    5. Влияние сформированного общественного мнения о том, что Украина должна иметь собственную Церковь, независимую от церковных институтов в России. Административная принадлежность православных Московскому Патриархату вызывает сегодня сильное недоумение большинства украинцев и рассматривается как исторический пережиток.

.

Свежим примером этого влияния националистической пропаганды могут служить данные общеукраинского опроса, проведённого авторами записки 5-10 октября 2009 года (выборка 2500 чел., 18 регионов Украины):

Возможный повторный визит Патриарха Кирилла на Украину одобрили 11,3%, а отрицательно отнеслись 12,2% граждан страны. Это показывает, что опорой Русской Православной Церкви на Украине является примерно 10-11% населения, а число противников столько же или даже больше. Так что говорить о большинстве УПЦ МП можно лишь в относительных цифрах воцерковлённых прихожан и количестве приходов.

Украинские СМИ относятся крайне агрессивно в любым действиям Московского Патриархата на Украине. Так, визит в Патриарха Кирилла в день инаугурации Януковича освещался негативно. По данным проведённого нами анализа 38 публикаций о визите, негативные и нейтрально-негативные трактовки преобладали в 3 раза по сравнению с позитивными и нейтрально-позитивными (24 к 8). Лёгкой победы здесь не будет. Патриарху в СМИ рисуется поистине демонический имидж.

Несмотря на подвижнические усилия, которые прилагает руководство Русской Православной Церкви во главе с Патриархом Кириллом по сохранению единства канонической Церкви, многие процессы в ней за пределами России уже давно вышли из-под контроля. Попытка его восстановить «сверху», из Москвы, без задействования поддержки украинских мирян, может быть неудачной. Необходимо комплексное оздоровление церковных и околоцерковных институтов.

Благостная атмосфера, создавшаяся после триумфального визита Патриарха Кирилла на Украину, а также и его недавнего визита на инаугурацию Януковича, лишь скрывает ускорившиеся негативные процессы внутри украинской церковной верхушки. Важно понять, что правление Януковича и Азарова не вечно, и когда политический маятник Украины качнётся в обратную сторону, раскол Церкви продолжится.

2. Главная угроза Православию на Украине – внутренняя автокефализация канонической Церкви

Главная угроза Православию на Украине исходит изнутри самой канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Это опасность внутренней «автокефализации» канонической Церкви, то есть превращения её в атрибут украинского национального строительства и разрыва с Русской Православной Церковью, потери живой духовной традиции и разрастания внутреннего конфликта.

Прежде всего, нужно знать, что каноническая Украинская Православная Церковь де юре и де факто уже не управляема из Москвы. Предоставленная ей широчайшая автономия сделала её самостоятельной от остальной Русской Православной Церкви.

Во всём, кроме одного, самого важного, – апостольского преемства, - без которого всё остальное теряет свой смысл. РПЦ также может его передать, под давлением Украины, согласившись с созданием национальной поместной Церкви. А может и не передать, сохранив прежнюю иерархию на Украине. В общем, вопрос принципа, вопрос идеи, вопрос веры. Он сегодня поставлен «ребром» в отношении единоверного народа Украины.

Сегодня вопрос, по сути, упирается в сдерживающую волю Московского Патриархата, позицию паствы и части клира УПЦ МП, не желающих разрывать связей с РПЦ. Однако руководство УПЦ МП во главе с окружением престарелого митрополита Владимира последовательно готовится к разрыву с РПЦ в будущем. В силу ряда духовных, политических и этнокультурных причин руководство УПЦ МП временно не может разорвать связи с РПЦ, однако неминуемо это сделает при появлении такой возможности.

Бесспорно, сегодня главной угрозой Православию является постепенная автокефализация Украинской Православной Церкви Московского Патриархата изнутри под воздействием узкокорыстных интересов части иерархов УПЦ МП, стремящихся к максимальной земной власти, а также под давлением украинского националистического государства.

Сегодня УПЦ МП де-юре и де факто является автокефальной Церковью с самодостаточной системой управления, которая скрывается за широкой автономией в составе РПЦ. На повестке стоит вопрос об окончательном превращении её в узконациональную поместную церковную организацию.

В силу ряда духовных, канонических, политических и этнокультурных причин руководство УПЦ МП временно не может разорвать связи с РПЦ, однако неминуемо это сделает при появлении такой возможности. Сегодня вопрос, по сути, упирается в сдерживающую волю Московского патриархата, позицию паствы и части клира УПЦ МП, не желающих разрывать связей с РПЦ.

Однако руководство УПЦ МП во главе с окружением престарелого главы УПЦ - митрополита Владимира, - всячески готовит разрыв с РПЦ в будущем.

Для этого предпринят целый ряд шагов. 1. Перевод церковной документации и каналов связи с паствой и обществом на украинский язык (телеканал «Глас» полностью на украинском языке, содержание его вещания - умеренный культурный национализм). 2. Увеличение числа епархий и назначение в них епископов – сторонников оранжевого режима, организация большинства в Синоде, выдавливание нелояльных из аппарата киевской митрополии 3. Изоляцию от общественных организаций мирян – сторонников единства с РПЦ. 4. Налаживание связей со структурами оранжевого режима, и раскольниками из Киевского патриархата. 5. Поддержка основных идеологических акций оранжевых: проекта «Голодомор» (официальное признание УПЦ МП голодомора геноцидом украинского народа), попытка снятия анафемы с Мазепы.

Успешное завершение летнего визита Патриарха Кирилла на Украину они восприняли как карт бланш на ускорение «национализации» и автокефализации УПЦ и благостную «дымовую завесу» над своей политикой. Этим замыслом объясняется и приторно доброжелательное поведение Ющенко во время приёма Патриарха.

3. «Оранжевое» лобби внутри Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

В результате «автокефализации» каноническая Церковь неминуемо повторит раскол Украины по этнокультурному признаку на национал-украинскую и русскую, точнее, русско-украинскую, части. Эти партии внутри клира наметились уже сейчас.

Крыло сторонников единства с РПЦ возглавляет Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел. Он официально поддержал на выборах кандидатуру Януковича. За это он был подвергнут травле журналистов, опубликовавших «расценки» на таинства в храмах Одесской епархии.

Партию «оранжистов»- «автокефалистов» - епископ Переяслав-Хмельницкий Александр, секретарь и келейник Предстоятеля УПЦ Владимира и главный редактор официального сайта УПЦ, а ныне и руководитель отдела внешних церковных связей УПЦ МП вместо уволенного и переведённого в Россию архимандрита Кирилла (Говоруна) (Кстати то, как быстро ставленник нынешнего Патриарха, а ранее руководителя ОВЦС РПЦ митрополита Кирилла, перешёл на сторону «оранжевых» в УПЦ, говорит о зыбкости ситуации среди архиереев и клира УПЦ МП). Перевод отца Кирилла (Говоруна) был устроен осенью 2009 года с целью сорвать планы оранжевого лобби, однако он привёл к возвышению его лидера – епископа Александра (Драбинко).

Этот, как принято говорить в кулуарах, «младоепископ», сделал головокружительную карьеру в УПЦ: за 3 года прошёл путь от пострижения в монахи до епископа. И это в 32 года! Последнее беспрецедентно для истории Православия. Более того, владыка Александр сегодня готовится занять кафедру главы Церкви вместо престарелого Предстоятеля!

Епископ Александр не только в церковных, но и светских кругах имеет устойчивую репутацию ставленника Ющенко и «компетентных органов» СБУ в руководстве Киевской Митрополии. По неофициальным данным, эта группа находится под влиянием пропрезидентских политиков, которое осуществляется через П. Зуева, близкого к брату президента Украины Петру Ющенко и принимающего активное участие в околоцерковном движении «За поместную Украину». В последние дни своего президентского правления почти одновременно с присвоением героя Украины Степану Бандере, Ющенко вручил орден «За заслуги» III степени и епископу Александру (Драбинко).

По своим взглядам, как и многие из «свидомых» украинских националистов, владыка Александр является скрытым неонацистом, поклонником идеологов и практиков украинского фашизма, коллоборационистов Второй мировой войны Донцова и Липы. Об этом говорилось в докладе Александра Драбинко «Киев — Новый Иерусалим», прочитанном им на IX чтениях «Память и надежда: горизонты осмысления и пути осознания» в декабре 2009 года.

Ещё одна фигура - протоиерей Георгий Коваленко, пресс-секретарь митрополита Киевского и всея Украины Владимира, редактор официального сервера УПЦ, глава Главной редакции телевизионных программ УПЦ. Проявил себя как альтернатива опальному пресс-секретарю УПЦ Анисимову, активному защитнику Печерской лавры от раскольников и националистических боевиков в 1992 году, недавно награждённому президентом РФ Д. Медведевым орденом Дружбы народов.

Митрофан, архиепископ Белоцерковский и Богуславский, управляющий делами УПЦ, 9 сентября 2009 г. возглавил Синодальную комиссию УПЦ по диалогу с УАПЦ и рабочую группу по подготовке диалога с представителями УПЦ КП выступает с заявлениями о скорейшем объединении с филаретовцами. Фактически речь идёт о ползучем каноническом признании (на самом деле, конечно, его имитации) раскольников из Киевского Патриархата под видом диалога с ними.

Наиболее последовательный сторонник автокефалии - митрополит Черкасский и Каневский Софроний. Четыре года тому назад даже обнародовал открытое обращение к архиереям УПЦ, в котором призывал к более решительным шагам в процессе получения независимости для канонической УПЦ. «Уже по существу 18 лет Украина является независимым государством, однако и до сих пор мы не имеем независимой Церкви», заявил владыка. Весной 2009 года в одном из интервью митрополит сказал: «Я лично преклоняюсь перед гетманом Иваном Мазепой, я считаю его одной из наиболее значительных личностей в истории Украины».

4. По делам их узнаете их…

По оценкам экспертов, церковная группа «автокефалов» в настоящее время имеет больше рычагов влияния на процесс принятия решений в руководстве УПЦ, чем их оппоненты. Для подготовки отделения от РПЦ уже предпринят целый ряд шагов, в частности:

1. Перевод церковной документации и каналов связи с паствой и обществом на украинский язык (телеканал «Глас» транслируется полностью на украинском языке, содержание его вещания - умеренный культурный национализм).

2. Увеличение числа епархий и назначение в них епископов – сторонников «оранжевого» режима, организация большинства в Синоде и комиссии по диалогу с филаретовцами, выдавливание нелояльных из аппарата киевской митрополии.

3. Изоляция от общественных организаций мирян – сторонников единства с РПЦ. Попытка разгрома и незаслуженного отлучения от Церкви её лидеров (Каурова), стремление поставить «с ног на голову», представить защитников Церкви её врагами и наоборот.

4. Налаживание связей со структурами «оранжевого» режима и Вселенским патриархатом в Стамбуле на официальном уровне, чтобы заменить им Московский патриархат. (Так осенью 2009 года предстоятель УПЦ МП наградил орденом «450-летие принесения в Волынь Почаевской иконы Божией Матери» не только делегатов из Константинополя, но и сопровождавшего их брата действующего президента страны, нардепа Петра Ющенко, лидера общественного объединения «За помисну Украину!», лоббирующего создание «единой соборной первоапостольской церкви»).

5. Поддержка основных идеологических акций «оранжевых»: проекта «Голодомор» (официальное признание в обращении УПЦ МП голодомора «геноцидом украинского народа»), попытка снятия анафемы с Мазепы.

6. Фактический переход сторонников канонического единства УПЦ с РПЦ в оппозицию к руководству УПЦ. Так, на состоявшемся 17 января 2009 г. собрании делегатов УПЦ группа поддерживающих Агафангела иерархов выступила с резкой критикой принятия резолюции, в которой митрополит Владимир предложил отразить необходимость поиска путей преодоления церковного раскола (фактически сближения УПЦ с Киевским патриархатом и УАПЦ), а также создание комиссии для обсуждения возможного изменения в перспективе канонического статуса УПЦ.

7. Начавшийся процесс дробления епархий УПЦ (Луганская епархия разделена на Луганскую и Северодонецкую, Черниговская - на Черниговскую и Нежинскую, Хмельницкая – на Хмельницкую и Шепетовскую, Донецкая – на Донецкую и Макеевскую, Крымская – на Крымскую и Джанкойскую), который, по некоторым данным, был инициирован «автокефалами». Дробление епархий направлено на увеличение количества епископов, которые могли бы представлять интересы УПЦ на Поместных соборах РПЦ. Причём дробление отнюдь не обосновано реальной жизнью епархий.

8. Дробление епархий уже спровоцировало развитие деструктивных процессов на региональном уровне. Так, в Крыму отмечается рост напряженности в отношениях между Симферопольской и Крымской епархией УПЦ (архиепископ Лазарь) и выделившейся из ее состава Джанкойской епархией (архимандрит Нектарий) по поводу распределения финансовых ресурсов.

5. УПЦ МП на пороге внутреннего раскола.

Что ждёт Украинскую Православную Церковь в случае объявления о создании поместной национальной Церкви или объединения с самозванцами-филаретовцами?

Приход оранжевого президента после следующих президентских выборов в 2014 году практически гарантирует реализацию такого сценария. Можно не сомневаться, такой сценарий уже готовится.

Ответ ясен – каноническая Церковь повторит раскол Украины по этнокультурному признаку на национал-украинскую и русскую, точнее, русско-украинскую, части. Эти партии внутри клира наметились уже сейчас.

Епархии в Центре и на Западе Украины в большинстве своем будут починены местными и центральными властями в рамках новообразованной Поместной Церкви. Эта Церковь, а стало быть, и миллионы прихожан лишатся благодатного канонического преемства и фактически будут возглавляться самозванцами.

Епархии Юго-Востока, монастыри и часть приходов Центра не захотят следовать в русле жёстко националистической антиправославной по духу реформы УПЦ. Имея за собой тысячелетнюю традицию и вековой авторитет РПЦ, они останутся в её лоне.

На Украине возникнет уже 4 разных, сравнительно небольших православных церковных организации, враждующих между собой, и прежде всего с главным врагом - канонической Церковью в составе РПЦ. Церковь и её прихожане перейдут в положение оппозиционных и гонимых. Врачевание раскола станет практически нереальным. Московскому патриархату в таком случае придётся выстраивать на Украине новую церковную иерархию в политически крайне неблагоприятных условиях.

Однако раскол украинского Православия – это не только катастрофическое явление для русской нации и украинского народа как её части, не только ещё одно событие в цепи распада постсоветского пространства. Это будет духовная катастрофа христианского мира вселенского масштаба. Которую всё же можно предотвратить.

Победа Януковича и общий откат «оранжевой волны» создали запас исторического времени для удержания и исправления и подлинного врачевания Православия на Украине. Однако наиболее удобный момент существует именно сейчас:

    1. Создание разветвлённой системы организаций мирян для поддержки единства с РПЦ.

    2. Налаживание системы связей с дружественными политическими структурами на государственном и региональном уровнях.

    3. Налаживание более плотных и широких связей российских и белорусских епархий с украинскими, а также на уровне благочиний и приходов.

    4. Создание рычагов управления внутри аппарата и Синода УПЦ, в том числе и медиаресурсами.

    5. Подготовка к возможной смене митрополита Киевского из-за ухода Блаженнейшего Владимира на покой.