• Главная
  • Мониторинг
  • Открытое письмо архиепископу Ионафану от мирянина УПЦ МП Черноморца Юрия Павловича...

Открытое письмо архиепископу Ионафану от мирянина УПЦ МП Черноморца Юрия Павловича

26.08.2010, 16:58
И почему не может быть Украинская Церковь такой же, как Болгарская? Неужели у Вас тогда сердце почувствует, что Вы попали в чужой дом? Неужели?

Владыко! 

Хочется по азбацам ответить на Ваши глубокие размышления об идеологии Русского мира, уничтожающей, по моим наблюдениям УПЦ МП.

Но начала Вашего письма я не касаюсь, потому что личный облик Патриарха Кирилла, интерпретация его жизни как подвижничества, может быть, Вами описаны верно. Хотя и в этой святой жизни все-таки есть место для воплощения идеалов потребительского общества. И тяжело слушать людям с сучком в глазах проповедь об этих самых сучках… Ведь каждый может сказать, что жизнь его трудна и прямо-таки подвижническая, а потому и для него надо сделать исключение.

Далее вы пишете о Святой Руси как идеале духовном, который политизируют «нецерковные люди»

Но ведь в речи Патриарха о Русском мире от 03.11.2009 было сказано о трех основах русского мира! Первая названа – «православные ценности», но перечислены ценности традиционного общества, в которых нет ничего специфически христианского. И это не политика?

Вторая основа – русский язык и культура. Конечно, украинскому языку оставлено какое-то место, потому что он обогащает «общерусский» (кстати, Вы не знаете что это за язык?). Но в целом ясно заявлено о необходимости развития русского языка и культуры. И это не политика?

Третья основа – русские традиции государственности и гражданского общежития. Наличие украинских традиций государственности и гражданской жизни, более демократических чем в России, патриархом вообще игнорируется. И почему вообще эти традиции — русские или украинские — должны быть в программной речи Патриарха? Это ли не политика? 

Я понимаю, что Вы сердцем ощущаете Русский мир. Но неужели Вы чувствуете себя чужим в Греции? Или Болгарии? Ведь православное мировосприятие создало православную цивилизацию, в пределах которой православный христианин при здоровом состоянии своего сердца везде должен был бы чувствовать себя дома, в Доме Отчем!

И почему не может быть Украинская Церковь такой же, как Болгарская? Неужели у Вас тогда сердце почувствует, что Вы попали в чужой дом? Неужели?

Быть христианином — означает не только верность традиции, но и веру в Бога, во Христа

И эта вера должна быть трезвой.

Нет ничего, более верно выражающего дух Святой Руси, чем иконы святого Андрея Рублева. Но гениальный режиссер Андрей Тарковский в своем фильме «Страсти по Андрею» зрением сердца показывает: этой Святой Руси не было в реальной жизни тогдашних людей. Только подвиг одиночек творил наследие Святой Руси. А сама Русь, Россия, была не святой. Убийства, грязь, война.

Символ Руси, в конце-концов, – это женщина, с блаженной улыбкой прыгнувшая на коня к татарину. И это – страшная правда истории.

И сегодня также Россия ставит перед собой не цель сохранения традиций, святости, Правды и обожения. Россия стремится к богатству, власти, и к приватизации Божественной Силы. Она из столетия в столетие искушается всеми тремя искушениями, которые отверг Христос. И от этого страдает и русский народ, и все другие народы, которым выпало быть соседями и родственниками многострадальному русскому народу.

Конечно, не хотелось бы обличать архиерея в слепом следовании за легендой, но все-таки рассказ об ударе святителем Николаем Ария – неподтвержденная легенда, возникшая довольно поздно. На соборах не дрались. Примеры благословления на войну за свой народ прекрасны. Только как Украинская Православная Церковь сможет благословить народ на войну, если она даже в мирное время постоянно раздваивается? И как бы со своим народом, и как бы с соседним? Мне лично кажется, что если на Украину (не дай Бог!) нападет Россия, УПЦ МП не будет благословлять украинских Пересветов и Ослябий, а будет проповедовать о необходимости сдаться побыстрее из-за величия христианского идеала.

Ведь война идет и сейчас!

Информационная война России против Украины – факт, который признают даже официальные российские лица. Политологи РФ рассуждают об успехах этой войны. Православные аналитики, награждаемые патриархом, призывают к усилению этой войны. И где благословление УПЦ МП защиты Украины? Где Ваш личный призыв защитить Родину? Вы пугаете нас будущими угрозами для Украины в ЕС, но не обращаете внимания на сегодняшнюю реальную войну. Украину хотят сделать не-Украиной не ЕС и протестанты.

Бояться ЕС – это расписываться в собственном бессилии. Неужели православная Греция погибает? Неужели против нее ведутся информационные войны? Неужели защита прав верующих ненадежна и православию нужны особые традиции русской государственности (читай – самодержавие), чтобы выживать? Неужели синодальное покровительство самодержавия не заканчивалось наибольшими гонениями и мученическим двадцатым веком?

Стихи о Святой Руси тоже не хотелось бы комментировать

Но все-таки меня давно гложет вопрос: по какому праву приватизируется молитвенное заступление Божием Матери? И неужели отдельно над Украиной или Болгарией Покрова Божьей Матери нет, а есть только над Святой Русью?

Владыко! У фарисеев и саддукеев проповедь Божьего закона как-то незаметно для их сердец и умов была заменена политической идеологией. Не совсем, а немножко. Но этого чуть-чуть хватило, чтобы мотивировать распятие Праведника. И сегодня происходит не борьба между протестантским пониманием православия и традиционным. А происходит борьба за верность Евангелию и Церковной Проповеди. Против засилия «преданий человеческих», которые конструируются искусственно.

Владыко! Сконструированные искусственно «человеческие предания» на языке науки сегодня называются «манипулированием сознанием». И мне кажется, что недостойно архиерея манипулировать сознанием верующих. А все Ваше письмо, к сожалению, построено на манипуляциях. И на каждое Ваше утверждение есть веские возражения.

Обличаемый Вами архимандрит написал текст, вся особенность которого – в отсутствии манипуляций. Так же и Проповедь Спасителя тем то и отличалась, что в ней не было места даже для малейшей капли манипуляций. И это – признак подлинности.

Владыко! Зная Ваш ум и Вашу образованность, ожидаю от Вас честного ответа на свое письмо. Потому что боль наших сердец вопиет ко Господу и мы жаждем честного слова от нашего епископата. Вы епископы Церкви Иисуса Христа или руководители Русского мира? Вы с народом Украины или Вам нужны новые Русские империи? Вы боитесь свободы и не можете отстоять православие в современном мире? И поэтому хотите вернуться к особым традициям русской государственности – к самодержавию?

Юрий ЧОРНОМОРЕЦ

"Православіє в Україні", 26 августа 2010 года