Кирилл приехал за киевским престолом

23.07.2010, 10:22

Неслучайно понятие «Русский мир» жителям соседней (пока еще) страны разъясняет патриарх Кирилл. Именно церковь возложила на себя миссию пропагандирования этого термина, проведения всевозможных круглых столов и дискуссий, иногда даже вызывая своей активностью раздражение официального властного тандема Путин — Медведев.

Визит главы Русской православной церкви в Украину станет главным политическим событием лета, хотя сам патриарх старается всячески демонстрировать свою удаленность от политических перипетий. Предстоятель РПЦ любит подчеркивать, что его посещения нашей страны — не поездки в гости, а визиты к себе домой. При этом в руках у русского первоиерарха посох Киевского митрополита Петра, полученный из рук Константинопольского патриарха в 1305 году. Этот атрибут главы РПЦ весьма символичен. Ведь митрополит Петр был первым митрополитом Киевским, который, сохранив титул, перенес свою кафедру в Москву. Сегодня история делает полный оборот, и на трон Киевского митрополита вполне может претендовать патриарх из Москвы

Главный по «Русскому миру»

До прошлого уик-энда никто не мог конкретно рассказать, что за собой скрывает словосочетание «Русский мир». Патриарх Русской православной церкви в украинском телевизионном эфире внес в это определение некоторую ясность: «Русский мир» не означает «российский», тем более это не мир Российской Федерации. Это тот самый мир, который вышел из нашей общей купели, киевской купели Крещения. От того, что кто-то отрицает этот мир, ничего не меняется: этот мир существует, это объективная реальность».

Неслучайно понятие «Русский мир» жителям соседней (пока еще) страны разъясняет патриарх Кирилл. Именно церковь возложила на себя миссию пропагандирования этого термина, проведения всевозможных круглых столов и дискуссий, иногда даже вызывая своей активностью раздражение официального властного тандема Путин — Медведев.

 Гарант для УПЦ (МП)

Прагматичная сторона действий РПЦ в Украине сводится к поддержке материальных притязаний Украинской православной церкви Московского патриархата. Во-первых, Киев сейчас рассматривает возможность передачи УПЦ (МП) Софийского собора, который является музеем. Во-вторых, накануне визита Кирилла Киевсовет дал согласие на безвозмездную передачу из коммунальной в государственную собственность зданий Национального Киево-Печерского историко-культурного заповедника, что тоже трактуется как подготовка Лавры к ее передаче в собственность УПЦ (МП). В-третьих, Кабинет министров решил выселить самую большую украинскую больницу, где лечат больных СПИДом — Институт эпидемиологии и инфекционных болезней им. Громашевского, размещавшуюся на территории Лавры. На месте больницы планируют построить отель, в котором будут проживать ВИП-гости святых отцов. Все это делается якобы при поддержке и с ведома Кирилла.

С наиболее экзотичным предложением о будущем Печерской лавры выступил лидер партии «Русь» Денис Шевчук, предложивший создать на территории святыни государство — аналог Ватикана, предварительно отделив его от Украины.

 Ликвидатор для УПЦ (КП)

Патриарх Московский Кирилл не считает, что к преодолению раскола в украинском православии приведет равноправный диалог с непризнанными православными церквями — УПЦ (КП) и УАПЦ. Если эти церкви покаются, Русская православная церковь готова их инкорпорировать, но — не объединяться. Поэтому, когда патриарх заявляет, что «нужно объединяться вокруг общей идеи, автокефалия сегодня такой общей идеей не является», он обращается к собственной пастве — к верующим УПЦ Московского патриархата. Поскольку в этой церкви давно наметилось разделение между сторонниками независимости от Москвы и епископами, верными России. Примечательно, что сам патриарх Кирилл был возведен в сан епископа при участии Киевского митрополита Филарета — нынешнего предстоятеля непризнанной Украинской православной церкви Киевского патриархата, впоследствии преданного анафеме Русской православной церковью.

Осенью прошлого года в УПЦ (МП) и УПЦ (КП) были созданы комиссии по диалогу, назначены их председатели, но разговор между крупнейшими ветвями украинского православия завершился, так и не начавшись, поскольку не встретил одобрения в Москве. Там опасаются, что сторонники каноничной автономии во главе с митрополитом Владимиром перевесят хрупкий баланс сил, и УПЦ будет все более отдаляться от сферы влияния Москвы.

 Державное православие

Православие в Российской Федерации приобретает черты государственной религии точно так же, как это было в царской России. Видимо, подобная участь ожидает и Украину. По крайней мере, патриарх Кирилл посещает Киев третий раз в течение года. Он же — благословлял Виктора Януковича на президентство.

Теперь патриарх снова планирует встретиться с украинским лидером. По словам заместителя главы Администрации Президента Анны Герман, Янукович прервет отпуск всего на один день, 28 июля, для того чтобы встретиться с главой РПЦ.

О том, что Кирилла станут встречать на уровне глав государств, можно судить по тому, что в Одессе охранять мероприятия с его участием будут три тысячи милиционеров, в центре Днепропетровска на два дня перекроют движение всех видов транспорта, а днепропетровский горсовет выделил на подготовку к визиту 2 млн. грн.

 

Мечом и огнем

Вместе с тем российское православие становится все более нетерпимым к инакомыслию. Так, перед посольством РФ в Киеве прошла акция «Православие или закон», организаторы которой протестовали против действий православных клерикальных кругов, привлекающих Фемиду к преследованию диссидентствующих художников как в России, так и в Украине. Дело в том, что 12 июля Таганский суд Москвы признал Андрея Ерофеева и Юрия Самодурова виновными в разжигании религиозной розни за проведение выставки «Запретное искусство», которая, по мнению православных организаций, оскорбительна для чувств верующих. За плакат с цитатой из Ницше «Бог умер» воронежскому художнику Андреа Часовски пришлось покинуть Российскую Федерацию. В русофобии и оскорблении чувств верующих обвиняется художница Елена Хейдиз. Подобное происходит и в Украине, где, как говорят организаторы акции, «идут затяжные судебные процессы против художников и активистов Александра Володарского, Андрея и Сергея Мовчанов, сфабрикованные при участии и по заказу церковников».

Административными мерами воздействие на оппонентов не исчерпывается.

Напомним, в последнее время были сожжены храмы УПЦ (КП) в Шостке (Сумская обл.) и Мариуполе (Донецкая обл.). В первом случае была доказана вина священнослужителя УПЦ (МП), который выступил заказчиком поджога. Во втором случае виновные найдены не были.

 ИНТЕРЕСНО

Анафема-Street

Киев избавляется от улиц, названных в честь лиц, преданных анафеме Русской православной церковью.
Переименование части улицы Мазепы (предан анафеме в 1708 году) в улицу Лаврскую 8 июля 2010 года было не первым таким событием. В 1991 году улица Степана Разина (анафема от 1671 года) была переименована в Протасов Яр, в 1992-м улица Владимира Ленина (анафема РПЦ за рубежом от 1970 года) получила имя Богдана Хмельницкого, а годом позже бульвар Ленина стал Чоколовским.
Следующими кандидатами на переименование могут стать улица Емельяна Пугачева (анафема от 1775 года, снята перед казнью), а также площадь и улица Льва Толстого (Священный синод «констатировал отпадение от церкви» писателя в 1901 году).

КОММЕНТАРИЙ

 

Тарас Антошевский

директор Религиозно-информационной службы Украины

Сейчас можно ожидать продолжения курса на единение православных Москвы и Киева, взятого во время прошлогоднего визита патриарха. Теперь мы все чаще будем слышать, как деятели Украинской православной церкви будут говорить об идее «Русского мира». Уже сейчас даже представители «украиноцентрической» ветви в УПЦ демонстрируют свои верноподданнические настроения и утверждают, что именно о такой идее они говорили уже много лет. Духовный мир, который строит патриарх Кирилл, будет становиться все более централизованным и контролируемым, самобытность УПЦ уйдет в прошлое, а «по просьбам трудящихся» Кирилл может добавить к своему имени и сан «митрополит Киевский».

Андрей КИСЛОВ, Юрий ТЫМЧУК. - "Weekly.ua", 22 июля 2010 года