• Главная
  • Мониторинг
  • Доктор филос. наук, зав. Отделом современных религиозных процессов Института философии НАНУ ЛЮДМИЛА ФИЛИППОВИЧ о предстоящем визите Патриарха Кирилла в Украину...

Доктор филос. наук, зав. Отделом современных религиозных процессов Института философии НАНУ ЛЮДМИЛА ФИЛИППОВИЧ о предстоящем визите Патриарха Кирилла в Украину

19.07.2010, 15:42
Кирилл своим приездом показывает всем тем, кто питал надежду на объединение Церквей и создание единой поместной Церкви, что это возможно только на очень жестких условиях.

"Портал-Credo.Ru": Грядет очередной визит Патриарха Кирилла в Украину. Как Вы считаете, какие последствия этого визита будут в этот раз, что будет происходить?

Людмила Филиппович:  Мы ожидаем серьезных изменений. Давайте сначала поговорим о том, что ожидает Русскую Православную Церковь в результате этого визита. Я думаю, что укрепятся позиции Патриарха Кирилла и самой РПЦ. Поскольку мы знаем о противостоянии, которое существует во Вселенском православии между двумя центрами православия - между Константинополем и Москвой.

И, естественно, потерять такую часть православного мира, как Украина, было бы непростительно для Москвы. Я думаю, что она делает все, чтобы сохранить УПЦ МП в своей ограде. А что касается УПЦ МП, то я думаю, что произойдет изменение статуса этой Церкви. Мы видим, как меняется статус Церкви с автономным управлением на статус Церкви почти в абсолютной зависимости от Русской Православной Церкви, то есть она постепенно превращается, если хотите, в структуру этой Церкви. В одну из наибольших епархий Русской Православной Церкви.

Второй момент, с которым, я думаю, хотел бы сразиться Патриарх Кирилл, и это у него получается: почувствовав, что у УПЦ МП достаточно сильны позиции проукраинской настроенности священников и иерархов, видимо, этот визит поставит точку на проукраинских настроениях в этой Церкви. Уже сейчас мы видим изменения в тех заявлениях, которые делаются этой Церковью. Изменилась риторика этой Церкви. Мы чувствуем это, потому что ясно, что никто не хочет вступать в открытый конфликт с предстоятелем РПЦ МП Патриархом Кириллом.

Формируется на наших глазах и фактически принята уже доктрина "Русского православного мира" - новая идеология, которая была предложена Патриархом Кириллом, и она получила широкое распространение и принятие именно в тех митрополиях УПЦ МП, где очень сильны пророссийские настроения. И, в конечном итоге, я думаю, что завершится разделение сил в среде самого Вселенского православия. Я думаю, что в результате встреч Константинопольского Патриарха с Патриархом Кириллом были отработаны некие договоренности, и Украина попала под "каноническое укрытие" РПЦ МП.

Все ли православные согласятся с такой традицией, с такой стратегией и с такой тактикой - неизвестно. Мы знаем, что Киевский патриархат сделал специальное заявление накануне приезда Патриарха Кирилла, предупредив, что его приезд носит не столько пастырский, сколько политический характер. И я тут не могу не согласиться с тем, что этот визит приведет к дальнейшему расколу не только в украинском православии, но и в украинском обществе. После смены политического руководства и стратегии нашего президента и нашего правительства мы ощутили спокойствие и стабильность. И мы становимся свидетелями визитов, которые носят явно государственный характер: премьер Украины проводит совещание по организации визита главы государства, например, или президент принимает решение о праздновании праздника Крещения Руси, то есть устанавливается общий украинско-российский государственный праздник - Крещение Руси. То есть все больше и больше признаков того, что не только православная Украина теряет свою самостоятельность, но и что как государство она становится все менее и менее самостоятельной и превращается в спутник более крупного, я в данном случае имею в виду Россию, государства.

- То есть, Вы считаете, что визит будет гораздо более политизированный?

- Да, без сомнения, потому что с каждым разом все больше и больше звучат заявления о единстве. Знаменитая формула: "Украина, Россия, Беларусь - это единая Святая Русь". Ясно, что это очень важно сейчас для Патриарха Кирилла и для тех, кто его поддерживает. А это, в основном, русскоговорящие области Украины, я имею в виду Харьков, Днепропетровск, Донецк, Запорожье, Одессу.

- Не западный берег?

- Да, восточный. И он впервые приезжает в Одессу и Днепропетровск и демонстрирует, что он не просто Патриарх Московский, а, посещая различные митрополии, он говорит о том, что он - Патриарх Москвы, Киева и всей Руси. Ходят слухи о том, что он бы хотел иметь такой титул.

А открытие резиденции Патриарха Московского на территории Киево-Печерской лавры? Это своеобразная конкуренция Владимиру (Сабодану). То есть там будет резиденция и того, и другого, и ясно, что иерархические отношения митрополита и Патриарха будут на стороне примата именно Московского Патриарха.

- До недавнего времени УПЦ МП имела очень большую свободу в назначении епископов. Она могла сама ставить епископов, а в Москве происходило только формальное утверждение. Намечаются ли какие-то изменения в этой сфере?

- Я не совсем об этом знаю, это все-таки внутренние дела этой Церкви.

- Но это очень важный аспект.

- Очень важный, я с Вами согласна. Но если у Патриарха Кирилла будет возможность решать и эти вопросы, без сомнения, он возьмет их под свое крыло. Посмотрите, как сменилась, скажем, его политика в отношении утверждения кандидатур членов Синода. Кроме митрополита Владимира, туда по его воле были введены Донецкий и Одесский митрополиты. Нами это рассматривается как своеобразная конкуренция между предстоятелем УПЦ МП и этими двумя митрополитами.

- Занимающими пророссийскую позицию.

- Абсолютно верно. Он же не пригласил туда Августина Львовского или, скажем, Черкасского митрополита. То есть, он явно укрепляет пророссийскую составляющую среди членов Синода. При этом когда публикуют, например, списки членов Синода, то о том, что Филарет является экзархом Беларуси, - говорится, а о том, что Владимир является главой УПЦ МП, почему-то умалчивается, говорится просто: митрополит Киевский.

Теперь давайте посмотрим, кто возглавляет Синодальные комиссии. Там тоже подобраны определенные люди, которые явно будут выступать против украиноориентированных представителей этих комиссий.

- А какие сейчас настроения людей в отношении Кирилла? Во время его предыдущего приезда было довольно много протестных выступлений.

- Я думаю, что ничего не изменилось. Просто эти настроения стали ярче, и они четко поляризовались, то есть те, кто поддерживал Кирилла, они его и поддерживают, и будут его поддерживать, потому что, давайте честно скажем, что Патриарх Кирилл — это достаточно яркая фигура в православном мире. Я даже не знаю, есть ли более яркая на сегодня. Иметь такого Патриарха для тех, кто признает его своим Патриархом, - это большая честь, это даже, если хотите, везение. Потому что он долгое время определял, будучи в ином статусе, и сейчас определяет, и будет определять стратегию развития не только своей Церкви, но, может быть, и всего православия.

А в Украине, Вы же знаете, действительно очень сильны протестные настроения. Патриарх Кирилл занял жесткую позицию, не идя на переговоры с представителями иных Православных Церквей: ни с Филаретом, ни с Мефодием, ни с другими, считая их всех еретиками и раскольниками, тем самым он заказал им всем дорогу возвращения во Вселенское православие.

Но я не думаю, что такая жесткая политика правильна. Хотя, с другой стороны, он может предложить, а люди могут не согласиться. И понятно, что ему не хочется получать отказ. Но, поверьте, что в той ситуации, в которой сейчас находится Украина, ориентация людей на независимость их страны ничуть не меньше, чем в 1991 г., когда решался вопрос о государственной независимости путем принятия Конституции и проведения референдума.

- Вы хотите сказать, что конфессиональное разделение противников и сторонников Кирилла сохранилось и не сдвинулось ни в ту, ни в другую сторону?

- Я думаю, что сохранилось и упрочилось. Если раньше верующие Киевского патриархата как-то лелеяли надежду на то, что они могут быть приняты под омофор Московского Патриарха и что это произойдет как-то мягко, Вы знаете, что там очень жесткие условия, - то теперь такие надежды совершенно утрачены. Поэтому для Киевского патриархата сейчас, наверное, единственная правильная стратегия - продолжать свое независимое существование с внутренним убеждением, что никакие они не раскольники, не сектанты, а совершенно самодостаточная Церковь, которой они, собственно, и являются. Мы знаем историю возникновения любых автокефальных Церквей, поэтому путь, который избрал Киевский патриархат, ничем не отличается от установления автокефалии той же самой РЦП, а также Болгарской, Сербской, Македонской Церквей и т.д.

- Можно сформулировать так, что граница сохранилась, и она стала даже более четкой?

- Я думаю, что да. Кирилл своим приездом показывает всем тем, кто питал надежду на объединение Церквей и создание единой поместной Церкви, что это возможно только на очень жестких условиях. Понятно, что в межправославной среде происходят процессы, которые не являются достоянием широкой общественности. Я думаю, что межличностные отношения сохраняются. То есть между собой общаются священники или даже первосвященники этих Церквей - я не говорю, что Филарет встречается с Сабоданом, вряд ли - но какие-то переговоры ведутся. Я думаю, что это и нужно делать, несмотря на "предвоенное" состояние, потому что Киевский патриархат предупредил о возможности "военных действий".

- Что Вы имеете в виду под "военными действиями"?

- Во-первых, очень жесткие заявления, которые уже сделаны. Во-вторых, это крестные ходы, это встреча Патриарха Кирилла и открытая демонстрация несогласия с его приездом.

Понятно, что никто не будет стрелять, и военных организаций мы не увидим среди тех, кто будет протестовать, потому что Вы знаете, что украинцы достаточно миролюбивы и толерантны, но, наверное, молчать они все-таки не будут.

- А как изменилась за последнее время политика Януковича в отношении церковных вопросов?

- То, что мне известно: он до сих пор не встретился с членами Всеукраинского совета церквей и религиозных организаций, хотя его неоднократно призывали это сделать. Он встречался с отдельными представителями тех или иных Церквей. Он заявил о том, что абсолютно все Церкви в Украине являются равноправными и родными, но, судя по его конфессиональной ориентации, есть более родные, а есть менее родные. Что же касается нашей Церкви, то это, конечно, сохранение того курса, который проводился прежним правительством и президентом, то есть сохранение баланса, сохранение равного отношения, равной дистанции. Конечно, добиться этого очень сложно, потому что все равно будут свои любимчики, свои преференции. Сейчас для сохранения спокойствия в стране, мне кажется, ни в коем случае, нельзя использовать религиозный вопрос, чтобы пошатнуть систему отношений, которая сложилась и складывалась тяжело, в результате многих переговоров, с 1991 г.

Украина не может быть Россией в модели государственно-церковных отношений. У нас никогда не было одной превалирующей Церкви, так, как, скажем, в России РПЦ МП. И понятно, что любая Церковь претендует все-таки на свободное существование, на свободу проведения обрядовой деятельности, неущемление прав верующих своей конфессии, чтобы государство стало гарантом свободы и защищало интересы верующих.

Владимир ОЙВИН. - "Портал-Credo.Ru", 15 июля 2010 года