• Главная
  • Мониторинг
  • Патриарх Филарет: То, о чем договорились Константинополь и Москва, ведет к расколу Православия...

Патриарх Филарет: То, о чем договорились Константинополь и Москва, ведет к расколу Православия

14.07.2010, 08:52
Кто победит в этом случае в Януковиче – Президент Украины или верный Московского Патриархата, непризнающего УПЦ КП?

Год назад самые рейтинговые украинские политики буквально преследовали Патриарха Московского Кирилла, который посещал Украину в рамках празднования Дня Крещения Руси. Показаться на фотографии или телекартинке с влиятельнейшим иерархом означало дать сигнал определенным категориям избирателей – президентская кампания уже тогда была фактически в разгаре.

В то же время в Киеве появились биллборды и ситилайты с предстоятелем Русской Православной Церкви Кириллом и главой Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата Филаретом. Каждый из Патриархов убеждал народ, что именно он – Патриарх Украинский.

Скоро Украину снова посетит Патриарх Кирилл. Его визит будет проходить в иных политических реалиях. Вместо «националиста» Виктора Ющенко как глава государства Святейшего встретит «пророссийский» Виктор Янукович. Но и Янукович живет уже в иных реалиях – он теперь не только лидер юго-востока – он Президент Украины.

В Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата до сих пор не видят повода жаловаться на нового Президента. Напротив, Патриарх Филарет с одобрением воспринял слова Януковича о том, что для него как главы государства все конфессии равные и родные. Но, очевидно, чтобы заставить его это подтвердить, Святейший направил Президенту письмо с приглашением принять участие в торжествах ко Дню Крещения, которые будет организовывать УПЦ КП.

Кто победит в этом случае в Януковиче – Президент Украины или верный Московского Патриархата, непризнающего УПЦ КП?

Впрочем, каким бы ни было поведение украинских Президентов и представителей оппонирующих Церквей, оно вряд ли повергнет в уныние руководство Киевского Патриархата. Во всяком случае, этого никто не заметит. Глава информационно-издательского отдела УПЦ КП епископ Васильковский Евстратий любит напоминать, что и Московская Патриархия далеко не сразу получила свой статус и признание.

Президенты приходят и уходят, и тому же Януковичу нужно еще постараться, чтобы самому получить признание и войти в историю. А Патриарх Филарет свое место в истории уже прочно занял – нравится это кому-то, или нет.

- Ваше Святейшество, из Ваших слов на пресс-конференции и заявлений пресс-центра Киевского Патриархата напрашивается вывод, что новая власть ведет себя так, будто Украинской Православной Церкви не существует. Этот вывод верен?

- Нет, я не могу сказать, что власть ведет себя так, будто Киевского Патриархата нет. Власть знает, что Киевский Патриархат есть, и что он достаточно мощный. Поэтому неслучайно Виктор Федорович сказал, что он, как Президент Украины, будет относиться ко всем конфессиям одинаково, потому что все конфессии равны. Мы это приветствуем, и мы рады, что Президент занимает как раз такую позицию.

Но – в Переяслав-Хмельницком мы уже много лет служим в колокольне Вознесенского собора, а теперь уже бывший вице-премьер Семиноженко отменил документы, которые были подготовлены, чтобы нам передать этот храм после того, как перенесут диораму. Это единственное, что мы можем отметить как негативное со стороны власти по отношению к Киевскому Патриархату.

Негативно еще и то, что с телевидения сняли «Благовест», передачу, которая на паритетной основе освещала жизнь и нашей Церкви, и Московского Патриархата. Нам бы хотелось, чтобы существовали эти религиозные программы, а не какое-то ток-шоу вместо них.

А вообще по Украине мы не ощущаем какого-то негативного отношения к Киевскому Патриархату. Я думаю, что это очень хорошо, потому что это как раз способствует нашим хорошим отношениям с УПЦ Московского Патриархата, и таким образом обеспечивает стабильность в обществе.

- Но не будет ли в такой ситуации Московский Патриархат требовать большего, опираясь на свой канонический статус?

- Он может требовать большего, но все будет зависеть от власти. А она задекларировала равное отношение ко всем Церквям.

В связи с приездом Патриарха Кирилла Митрополит Владимир подал просьбу передать ему Теплую Софию. Софийский собор был кафедральным собором Автокефальной Украинской Православной Церкви. А когда закрыли Софийский собор, Автокефальная Церковь служила в Теплой Софии, до 1936 года. И поэтому после того, как Украина получила независимость, мы попросили, чтобы нам передали эту Теплую Софию. Сначала все подготовили для передачи ее нам, а потом, когда уже дошло до передачи, решили не передавать, чтобы не обострять отношения с Московским Патриархатом. Мы приняли это.

А теперь, когда Теплую Софию передают Московскому Патриархату, мы за то, чтобы там правились богослужения, но поочередно, и Московским Патриархатом, и Киевским Патриархатом. Это будет служить примирению, и для всех будет очевидно, что у нас хорошие отношения.

- А со стороны Московского Патриархата Вы сейчас видите желание примирения?

- Оно есть.

- То есть, диалог продолжается на самом деле?

- Диалога мы не начали, но подготовку к диалогу начали. И эта подготовка идет. У нас была одна официальная встреча, есть рабочие контакты по различным вопросам, сейчас намечается вторая встреча – надеемся, что она скоро состоится.

- Как выглядит подготовка к диалогу? В чем разница между подготовкой и собственно диалогом?


- Предмет диалога – объединение, на каких условиях оно возможно. Для того, чтобы к этому прийти, нам нужно пройти некоторый путь.

- Вы можете сейчас назвать условия, на которых вы готовы объединяться?

- Я думаю, что всем известны наши условия. Наши условия таковы: у нас есть независимое Украинское государство, а в независимом государстве должна быть независимая Церковь. То есть, поместная Церковь. Автокефальная Церковь. Это отвечает и церковным канонам. Церковные каноны свидетельствуют о том, что каждый народ должен иметь Первого Епископа – то есть, или Патриарха, или Митрополита.

То есть, и каноны, и создание государства способствуют этому. Наша мечта – построить в Украине единую поместную Православную Церковь, которая была бы прочной духовной основой Украинского государства.

- В Москве говорят, что Украинская Православная Церковь Московского Патриархата имеет даже больше свободы, чем нужно, и что в рамках Русской Православной Церкви она наиболее привилегированная, что некоторым в России не нравится.

- Это действительно так. Когда я был предстоятелем единой Украинской Православной Церкви, я этого добился в Москве – в 1990 году Архиерейский собор дал Украинской Церкви статус самостоятельной и независимой в управлении. Поэтому Украинская Церковь действительно более независима, чем Белорусская Церковь, или Церковь в Казахстане, в Прибалтийских республиках.

Но сейчас начинается постепенное отбирание этих прав независимости. И поэтому в Украинской Православной Церкви Московского Патриархата уже есть разделение: одни стоят за автокефалию, а некоторые архиереи и духовенство стоят за более тесное единение с Московской Патриархией.

Об этом говорят в Москве, и там не нравится, что Митрополит Владимир ведет переписку с архиереями на украинском языке, что некоторые храмы правят богослужения на украинском языке, что проповеди тоже ведутся на украинском языке. Это понятно, Москва хотела бы, чтобы Украина вся разговаривала только по-русски. Но ведь наш государственный язык – украинский, и русский язык в Украине не ущемляется.

Мы хотим, чтобы украинцы говорили по-украински (беседа с Патриархом Филаретом велась на украинском языке. – «ОстроВ»), и чтобы все граждане знали украинский язык – говорить они могут на любом языке, но знать государственный язык должны все.

- Но мы видим, что фаворитами Патриарха Кирилла в Украине являются Митрополит Донецкий Илларион и Митрополит Одесский Агафангел, олицетворяющие пророссийское крыло в УПЦ МП. И по этому можно судить, что Патриарх Кирилл уже поставил точку в вопросе диалога с УПЦ КП: он не отпустит Украинскую Церковь.

- Если бы все зависело от Патриарха, Украинская Церковь вообще не выделилась бы из Московского Патриархата. И Патриарх Алексий этого не хотел, и Кирилл не хочет. Но этого хочет народ. Народ хочет иметь независимую Церковь, как и независимое государство. И Кирилл тут ничего не сделает. Он зря работает в этом направлении – оно ведет в никуда.

Украинская Церковь уже есть, и ее просто невозможно уничтожить. На сегодня Киевский Патриархат имеет четырнадцать миллионов сторонников, верующих, а Московский – девять миллионов, хотя храмов и приходов у Московского Патриархата вдвое больше, чем у нас.

- Многие люди просто не вникают в суть вопроса: они говорят, что поддерживают Киевский Патриархат, потому что Киев – это в Украине, и не понимают, причем тут вообще Москва. И многие просто не знают, ходят ли они в церковь Киевского Патриархата, или Московского. То есть, это, наверное, некорректный подсчет – четырнадцать и девять миллионов верующих.


- Многие сторонники Киевского Патриархата ходят в храмы Московского Патриархата. Мы не видим никакой разницы между верующими Киевского и Московского Патриархата. Мы все православные, мы все живем в Украине. Но интересно, что молодежь больше склоняется к Киевскому Патриархату. Приблизительно месяц назад был социологический опрос студентов Одессы. И 33,7 % сказали, что относятся к Киевскому Патриархату, а 31,5 % - к Московскому. Это Одесса!

- Что касается Одессы. Были два агрессивных заявления – одно от Митрополита Агафангела с требованием вернуть в Одессу из Львова Институт сухопутных войск, поскольку во Львове на студентов будет влиять Греко-Католическая Церковь, и это, по мнению Митрополита, плохо. Второе заявление сделал руководитель пресс-службы УПЦ МП Василий Анисимов – он предложил греко-католикам «ползти» в Беларусь, вместе с раскольниками. То есть, второй выпад касался и Киевского Патриархата. Это можно связать со сменой власти в Украине, с тем, что новая власть считается близкой к Московскому Патриархату?

- Митрополиту Агафангелу в государственные дела вмешиваться не нужно. Это не его дело, где должен быть Институт сухопутных войск – в Одессе или во Львове. Это решает государство. Это первое.

Второе – Патриарх Кирилл написал письмо к киевской власти с просьбой переименовать улицу Ивана Мазепы в Лаврскую. Теперь, правда, утверждают, что Кирилл такого не просил – но ведь письмо есть. И мы же не даем России рекомендации, как им там себя вести.

Как церковные люди мы имеем право требовать не втягивать Церковь в политику. Это не значит, что мы нейтральны по отношению к государству – мы не нейтральны, мы поддерживаем Украинское государство, украинское общество, молимся за украинскую власть, но мы не вмешиваемся в саму политику, мы не ведем агитации на выборах.

А когда российские иерархи начинают вмешиваться в государственные дела, тем более в дела независимой Украины, они нарушают принцип отделения Церкви от государства.

- В таком случае, в каких точках Церковь и государство могут пересекаться, и где та грань, за которой начинается нецерковное и негосударственное?

- Дело Церкви – это мораль, духовное обновление, воспитание любви к ближним, к Родине. А область действия государства – это политика, это экономика, это оборона. В социальных вопросах мы пересекаемся: Церковь содействует улучшению социального положения граждан, занимается благотворительностью, открывает детские дома и дома инвалидов, устраивает столовые. Это социальное служение присуще Церкви с самого ее зарождения.

- Вы сказали о патриотическом воспитании. Но ведь это тоже политика, во всяком случае, в Украине. И – разве Церковь не должна быть над государством?

- В чем заключается патриотическое воспитание? Мы призываем всех граждан любить Украину, защищать ее. В Великую Отечественную войну Церковь призывала защищать государство? Призывала.

Воспитание любви к своему народу – это свойственно Церкви. Священное Писание свидетельствует о том, что как раз нужно этим заниматься. Например, когда народ израильский  поставил под горой Сион золотого тельца, Моисей разбил Скрижали Завета, потому что был возмущен тем, что израильтяне стали поклоняться идолу. И Господь хотел покарать израильский народ за это идолопоклонство, но Моисей стал просить за народ, и обращался к Богу с такими словами: Народ мой совершил грех, прости им грех, если же не простишь, вычеркни и меня из Книги Твоей. И апостол Павел сказал: Я готов быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по крови.

И Иисус Христос хананеянке, которая просила, чтобы он изгнал беса из ее дочки, сказал: Я послан к народу израильскому, а не к вам, язычникам. И нехорошо взять хлеб у детей, и дать его собакам. А она сказала: Но ведь и собаки едят крохи, которые падают со стола господ их. То есть, и Христос к израильскому народу особенно относился. И этим Сам показал, что каждый представитель того или иного народа должен в первую очередь любить свой народ.

Как человек должен в первую очередь любить свою семью, а потом уже других людей, так же он должен любить сначала свой народ, а потом и другие народы, потому что другие народы тоже нужно любить. Мы воспитываем в любви к своему народу украинских граждан, но в то же время говорим о любви к другим народам. И как может других полюбить тот, кто не любит своих?

- У нас по-разному толковали слова Вселенского Патриарха Варфоломея о том, что раскольники должны вернуться в каноническую Церковь. Как их поняли Вы?

- Я думаю, что их исказили журналисты – я сомневаюсь, что Патриарх Варфоломей говорил именно так. Потому что когда он был в 2008 году в Киеве, он говорил совсем другое. И нигде в его речах мы не слышали призывов в адрес Украинской Церкви вернуться к Москве.

Но даже если он говорил что-то подобное, нужно относиться к этим словам как к словам гостя. Потому что гость всегда должен говорить что-то приятное. У нас он говорил приятное украинцам – в России он говорил приятное россиянам.

- В настоящее время происходят какие-то контакты Киевского Патриархата со Вселенским?

- Происходят. В прошлом году сюда приезжала делегация от Константинопольского Патриархата. Я с ними общался.

- Чего Вы ожидаете от Всеправославного собора, который готовят Патриарх Кирилл и Патриарх Варфоломей?

- Еще неизвестно, состоится ли он. Этот Собор может принести больше вреда, чем пользы. Потому что то, о чем не так давно предварительно договорились Константинополь и Москва, не служит объединению православия, а служит его разделению.

- Что Вы имеете в виду?

- Что автокефалия Церкви дается по согласию Церкви-матери. Если мать Украинской Православной Церкви – Русская Церковь, как считают там, то наша автокефалия зависит от Москвы. Если Украинская Церковь – дочка Константинопольской Церкви, как видно из истории, то автокефалия зависит от Константинополя. Но ведь двух матерей быть не может! Поэтому предварительные договоренности, достигнутые Москвой и Константинополем, выгодны им, но не решают вопрос признания автокефалии Украинской Церкви – одной из самых больших в Православии. Но эта договоренность удовлетворяет Москву – она не отпустит Украинскую Церковь. Удовлетворяет и Константинополь – потому что он не отпустит Американскую Церковь, которая также давно хочет автокефалии.

Согласно договоренностям, Томос об автокефалии дается Вселенским Патриархом, а не Московским. Но дает он его при согласии всех поместных православных Церквей. То есть, если какая-то Церковь будет против, автокефалии не будет.

Анализируя эти договоренности, мы пришли к выводу, что они касаются не создания автокефальных Церквей, а того, как не допустить создания автокефальных Церквей. А кроме Украинской, есть другие Церкви, которые добиваются признания автокефалии – это Македонская, Черногорская Церкви. И это может привести к разделению вселенского православия.

- То есть, Украина становится заложницей амбиций двух Патриархов…

- Да. Но я сомневаюсь, что такой Собор будет созван.

- Потому, что они в чем-то таки не смогут найти взаимопонимания?

- Нет, потому что они не смогут удовлетворить всю полноту Православия. Не смогут удовлетворить Украину. А Украинская Церковь почти равна Российской Церкви.

- Но будут ли ее спрашивать?

- А ее, выходит, спрашивать не будут. А если не будут спрашивать, это будет означать разделение – в мировом масштабе. Украинская, Македонская, Черногорская Церкви отделятся от Мирового Православия. Но ведь они есть сейчас и существовать будут. Так на пользу это Мировому Православию? Когда оно и так недостаточно сильно в сравнении с Католической и Протестантской Церквями, а его еще и разделят? С одной стороны, ведут диалог с католиками об объединении, а с другой – разделяют само Православие.

- Кстати, в заявлении пресс-центра Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата отмечалось, что Патриарх Кирилл встречается с католиками, мусульманами, иудеями – он не хочет встречаться только с вами. Как Вы считаете, почему?

- По политическим соображениям. Если дело не касается политики, или это политика на пользу России, они встречаются – и с католиками, и с протестантами, и с иудеями, и с мусульманами, а с нами не хотят. Это – лукавство. Дорога к диалогу будет открыта только тогда, когда будет отброшена политика.

- Были упреки в адрес Патриарха Кирилла, в Ваш адрес касательно того, что вы слишком много внимания уделяете политике. Но может ли предстоятель Церкви не заниматься политикой?


- Дело в том, что мы политикой не занимаемся, но мы поддерживаем Украинское государство. Это разные вещи. Вообще отделить Церковь от общественной жизни невозможно. Потому что каждый человек одновременно и принадлежит к той или иной Церкви, и является гражданином государства. Верующие как граждане влияют на политику. Но само руководство Церкви не должно заниматься политическими делами.

- Еще в заявлении пресс-центра Киевского Патриархата говорилось, что представители Русской Православной Церкви будут «снова» пытаться искать предателей в Украинской Православной Церкви Киевского Патриархата. То есть, предатели все-таки находятся? Почему это происходит?

- Взять пример бывшего нашего архиепископа Юрия (бывший глава Донецкой епархии УПЦ КП. – «ОстроВ»). Где он только не был. После того, как ему отказали в Московской Патриархии, он оказался у греко-католиков. Так если такие люди покидают Киевский Патриархат, это нам не вредит. Наоборот, это нас очищает. И благодаря этому очищению у нас сегодня есть единый Киевский Патриархат. Если кто-то из архиереев и отойдет – мы держать не будем. За последние двадцать лет от нас многие уже отошли. Но Киевский Патриархат от этого не уменьшился, а увеличился, и окреп. На освободившееся место приходит кто-то более деятельный и более преданный Церкви.

- Как развивается Донецкая епархия после того, как ее покинул архиепископ Юрий?

- Лучше. При Юрии она вообще перестала развиваться. А сейчас увеличивается количество приходов. Духовенство более преданно своему пастырскому делу. Авторитет архиепископа Сергия выше авторитета Юрия. Он занимается благотворительной деятельностью, он открыл дом для престарелых, для детей, сам за ними ухаживает.

- В Донецке ведь у вас непростая ситуация. Там власть открыто поддерживает Московский Патриархат, открыто ему помогает. Получается, что вы в определенной мере дискриминированы.

- Но даже несмотря на это Киевский Патриархат растет. Потому что народ это поддерживает. Власть меняется – а народ остается.

- Но на Донетчине растет и количество протестантов. То есть, люди разочаровываются в православии, чего-то в нем не находят.

- Да, идут к протестантам… Я не сказал бы, что Донбасс стал протестантским. Общин протестантских там много, но количество их членов намного меньшее, чем в православных общинах. Вообще, на Донбассе, как пролетарском регионе, времена атеизма оставили свой, достаточно сильный, след. В Церковь люди на востоке ходят значительно меньше, чем на западе или даже в центре.

- Но при этом к протестантам люди идут сознательно, а в православные храмы – по инерции, в силу им часто даже непонятных традиций.

- Сознательно. Но немногие. Десять человек – община. И пятьдесят тысяч – тоже община. К Владимирскому собору принадлежат минимум пятьдесят тысяч верующих. На Пасху, на Крещение приходят сто двадцать тысяч. Так это тоже один приход.

- Ваше Святейшество, я сразу прошу у Вас прощения за этот вопрос. Я наблюдаю церковную жизнь с ее внешней стороны. И с этой стороны я вижу много политики и бизнеса, и очень мало духовности. Где искать Бога?

- Бога нужно искать в Церкви. И искать нужно Бога в своей душе. Нужно не просто принадлежать к Церкви, а выполнять то, чему Церковь учит. Вот если будем выполнять то, чему учит Церковь, тогда мы будем действительно верующими христианами. А когда мы в храм ходим только крестить, венчаться и хоронить – это не христианство. Церковь готовит к вечной жизни. А тот, кто беспокоится только о земном, хоть и крещен, далек от Христа.  

Юлия АБИБОК. - "Остров", 13 июля 2010 года