УПЦ и полюса патриаршего притяжения

04.05.2010, 13:39
Вырвавшись из крепких отцовских объятий московского патриарха, Украинская Церковь будет вынуждена пересмотреть свои отношения с параллельными украинскими церковными структурами.

Юрий ШЕШКО. — "Релігія в Україні", 17 апреля 2010 года

В течение последних без малого двадцати лет Его Святейшество, Вселенский Патриарх Варфоломей по праву считается ключевой фигурой не только в масштабах православного мира, но и на общехристианской арене. Значимость его роли для мирового христианства обусловловлены не только его функциями предстоятеля первенствующей по чести православной Церкви – Константинопольской, но также харизмой  и ангажированностью патриарха Варфоломея в политической и социальной жизни, которые позволяют православию в лице константинопольского архиепископа преодолевать рамки внутрихристианских интересов и свидетельствовать мировому и зачастую чересчур секулярному обществу о евангельских ценностях, о Христе.

Его Всесвятейшество, патриарх Варфоломей, в миру Димитриос Архонтосис, родился 29 февраля 1940 года на о. Имброс и получил свое первичное богословское образование в семинарии на о. Халки, затем обучался церковному праву в Папском Восточном Институте при Римском Григорианском Университете, в Боссе (Швейцария) и Мюнхенском университете. 25 декабря 1973 будущий патриарх получил архиерейскую хиротонию с титулом митрополита Филадельфийского. В течение 18 лет он являлся управляющим Патриаршим кабинетом. А в 22 октября 1991 года, после кончины патриарха Димитрия, митрополит Варфоломей был избран 270-м вселенским патриархом. Его официальный титул  – Его Божественное Всесвятейшество Варфоломей Первый, Архиепископ Константинополя-Нового Рима и Вселенский Патриарх. На данный момент он является духовным лидером более 300 миллионов православных во всем мире.

Роль Вселенского Патриарха в качестве первенствующего по чести епископа мирового православия всегда, даже в трудные для Фанара времена, исторически имеет огромное значение для остального православного мира. Умышленно или невольно каждая поместная Церковь постоянно оглядывается на реакцию своего старшего собрата. Исторически и канонически сложилось так, что Константинопольский патриарх, после отпадения Римо-католической Церкви, приблизительно с одиннадцатого столетия, имеет высший духовный авторитет для поместных православных Церквей.

Начало патриаршества Варфоломея Первого выпало на сложный и переломный период для всей Восточной Европы (где проживает три четверти православных), и, как следствие, для всех преимущественно славянских православных Церквей. Прекращает свое существование Советский Союз и теряет юридическую и политическую силу Варшавский договор. Православные Церкви Восточной Европы обретают полную автономию от государства, и выступают отныне как независимые от внешних политических факторов православные структуры. Появилось больше пространства и возможности для контактов, сотрудничества и совместной молитвы – непосредственной реализации церковной соборности. И патриарх Варфоломей умело пользуется предоставленной возможностью. В 1992 году он созывает всеправославное совещание в Стамбуле. Эти встречи активно практиковались в дальнейшем - в 1995, 2000, 2008 годах.

Под его личным контролем буквально из пепла восстает Албанская Православная церковь, практически стертая с лица земли местным коммунистическим режимом. Для поддержки локального православия он наносит ряд визитов на Балканы и в Польшу. Уже в июле 1993 года он прибывает с официальным визитом в Москву, где проводит ряд важных переговоров и заверяет патриарха Московского Алексия II в поддержке единственно канонической украинской Церкви под омофором митрополита Владимира (Сабодана).

Это был первый визит предстоятеля Константинопольской Церкви за двадцатое столетие. Он значительно улучшает отношения между двумя наиболее важными патриархатами, испорченные в 1922 году из-за вопроса автономии Эстонской церкви. Впрочем, возобновление споров о канонической принадлежности территории Эстонии и православной диаспоры во второй половине 90-х вновь серьезно портят отношения Москвы с Константинополем. С избранием нового патриарха Московского Кирилла (Гундяева) переговорный процесс по разрешению напряженных отношений существенно активизировался.

Состоявшийся в начале июля 2009 года официальный визит в Фанар Патриарха Кирилла оценивался, по итогам переговоров, как приведший к снятию напряжённости отношений между двумя патриархатами. Мировые СМИ сообщали о достижении компромисса по вопросу духовного окормления православных в диаспоре: Московский Патриархат согласился на проект формирования православных епископских конференций в диаспоре под председательством иерархов вселенского престола; взамен на это, по неофициальной информации, Фанар обещал не вмешиваться в сложную церковную ситуацию в Украине. В скором времени готовится ответный визит предстоятеля Константинопольской церкви в Москву. Ожидается, что он поспособствует укреплению дружественных отношений между Московским патриархатом и его кириархальной Церковью.


Не исключено, что «украинский вопрос» и возможность дарования Киевской митрополии статуса автокефальной Церкви вновь будут затронуты на встрече двух самых влиятельных православных иерархов. Патриарх Кирилл, взявший в последнее время курс на централизацию и увеличение роли патриарха в Русской Православной Церкви, вряд ли согласится «ослабить  хватку» в Украине. Это подтверждает последний молниеносный визит Святейшего Кирилла в Киев накануне присяги нового президента Украины.

Нынешний предстоятель, так же как и его предшественник Алексий II, крайне отрицательно относится к всякого рода контактам вселенской патриархии с альтернативным украинским православием.

В данном крайне сложном вопросе о каноничности альтернативных православных церковных структур патриарх Варфоломей еще раз являет миру свои дипломатические таланты. Официально поддерживая православие во главе с Блаженнейшим митрополитом Владимиром (Сабоданом), доказательством чему является последний визит Его Всесвятейшества в Киев, патриарх Варфоломей остается всегда открытым для тех, кто пока не получил общеправославного признания, и чей голос пока не может быть услышан на соборах и встречах всеправославного масштаба. Вселенский патриарх отлично знает, что вопрос украинской церковной независимости является своего рода «бомбой замедленного действия». Ведь ситуация в Украине сравнима с тлеющим вулканом, момент извержения которого предвидеть не может никто. В пользу того, что Украину «прорвет» в ближайшее время, говорит жесткая политика патриарха Кирилла по отношению к полуавтономным церковным образованиям в лоне Московского Патриархата (Украинская Православная Церковь, Белорусский Экзархат, Молдавская митрополия).

Вырвавшись из крепких отцовских объятий московского патриарха, Украинская Церковь будет вынуждена пересмотреть свои отношения с параллельными украинскими церковными структурами. Возможен вариант их сплочения в единый фронт, чтобы дать отпор политически (и, к сожалению, церковно) агрессивной Москве. Не может этого не понимать и патриарх Варфоломей. Поэтому он не пренебрегает делегациями из Киевского Патриархата и Автокефальной Церкви, которые с завидной частотой обивают пороги Фанара. Доказательством тому служат частые ответные визиты делегаций Константинополя в Киев без согласования с Чистым переулком.

Значимость полномочий данных делегаций подтверждается тем, что возглавляет их один из фаворитов Его Всесвятейшества митрополит Галльский Эммануил, известный между прочим своим нетерпением по отношению к Москве. К сожалению, трения с Москвой  были не единственным межцерковным конфликтом, для преодоления которого необходимо было прибегать к авторитету вселенского патриарха. Если кризис с Элладской Церковью по поводу северных митрополий был преодолен, то проблема признания Американской Православной Церкви до сих пор остается нерешенной.

Конфликт по поводу вакантных кафедр «северных митрополий» в Греции возник не на пустом месте. Тогдашний предстоятель Элладской Церкви изначально был противником подчинения спорных территорий константинопольскому престолу. Конфликт тлел с 1928 года, когда согласно патриаршему указу, епископы «северных территорий» стали принимать участие в работе синода Элладской Церкви и, тем самым подпали под двоевластие. Причем статус данных епархий существенно не отличался от статуса прочих элладских епархий. В 2004 году архиепископ Христодул предпринял попытку поставить своих епископов на данные кафедры. Ответ патриарха Варфоломея, экстренно созвавшего синод епископов, был быстрым и жестким: Константинопольская Церковь разорвала всякое евхаристическое и административное общение с Архиепископом Христодулом  и пригрозила отозвать свой акт 1928 года, в случае если Элладская Церковь и в дальнейшем будет претендовать на «северные территории». Причем в адрес Афинского архиепископа звучали упреки в «сговоре» с русскими с целью ослабления влияния Вселенского патриарха на православный мир. Архиепископ Христодул был вынужден пойти на попятную, и через месяц общение было восстановлено.

В вопросе американского автокефального православия патриарх Варфоломей также занимает достаточно строгую позицию. Несмотря на то, что ряд поместных православных церквей признал легитимность томоса от 10 апреля 1970 года о даровании Русской Православной Греко-Кафолической Церкви в Америке автокефалии, Константинополь до сих пор считает действия Русской Православной Церкви неправомочными. Именно поэтому тема признания статуса церковной автокефалии является темой «номер 2» (после наиболее острой темы окормления диаспоры) на  готовящемся по инициативе патриарха Варфоломея Всеправославном соборе.

Вызывает восхищение и литургическая активность Его Всесвятейшества. Помимо своих внутрицерковных богослужений, патриарх Варфоломей часто возглавляет всеправославные соборные служения. Практически ни одно заупокойное богослужение или интронизация предстоятелей поместных Церквей не обходится без его участия. Так, например, именно патриарх Варфоломей возглавил заупокойные богослужения по своим почившим собратьям патриарху Петру в 2004 году в Александрии, патриарху Феоктисту в 2007 году в Бухаресте, патриарху Алексию в декабре 2008 года в Москве, патриарху Павлу в 2009 году в Белграде. Даже отпевание предстоятеля Элладской Церкви Архиепископа Христодула в январе 2008 года в Афинах, несмотря на крупный церковный конфликт 2004 года из-за епархий северной Греции, прошло при участии патриарха Варфоломея.

Более того, пастырская деятельность патриарха Варфоломея не ограничивается лишь православным миром. Он является активным участником  межхристианского и межрелигиозного диалога. Во время вооруженного конфликта в Боснии он приглашает муфтия Сараево и католического архиепископа Загреба на свой корабль для того, чтобы воззвать к враждующим сторонам о прекращении вражды и насилия. Также Его Всесвятейшество нередко совершает визиты в мусульманские страны, по обыкновению не посещаемые в прошлом предстоятелями Православной Церкви.

Его усилия, направленные на укрепление религиозной свободы и прав человека, его инициативы по насаждению религиозной терпимости среди различных религий мира и его труды по поддержанию мира на земле и сохранению окружающей среды не остаются незамеченными мировым сообществом. Патриарх Варфоломей является лауретом множества международных премий и наград. В 1997 году ему была присуждена Золотая медаль Американского Конгресса.

Варфоломей Первый – частый гость ряда экономических и политических конференций. Он дважды участвовал во Всемирном экономическом форуме в Давосе в 1999 и 2006 гг., принимал участие в сессии ПАСЕ в Страсбурге в 2007 и в заседании Европарламента в Брюсселе в 2008 г., был приглашен в ЮНЕСКО. В своих выступлениях предстоятель Константинопольской Церкви оказывает активную поддержку идеи вступления Турецкого государства в Евросоюз и лоббирует интересы организаций-защитников окружающей среды. Видя, что беспечное и безответственное отношение человека к окружающей среде ставит под угрозу «творение Божье», патриарх оказывает весомую помощь экологическим проектам. Широкий резонанс получило его путешествие по реке Амазонка (лето 2006 г.), а также другие жесты в поддержку экологических программ. 1 сентября, начало нового года по церковному календарю, он провозгласил в лоне Церкви «Днем защиты окружающей среды», за что и получил титул «зеленого патриарха».

В 2005 г. он был награжден премией ООН за заслуги в деле защиты окружающей среды. В апреле 2008 г. был включён журналом «Time» в список «100 самых влиятельных людей мира». А несколько дней назад он был отмечен премией фонда кардинала Поля Пупара за свой вклад в дело защиты окружающей среды.

Огромный опыт и богословское образование Вселенского Патриарха предоставляют ему исключительную возможность работать на ниве межхристианского диалога. Его Всесвятейшество приложил много усилий для достижения примирения с Римско-католической и Англиканской Церквами, а также и с другими конфессиями, с помощью богословского диалога и своих личных контактов с религиозными лидерами, целью которых являлось определение тех вопросов, которые представляют общий интерес. Он находится в тесном сотрудничестве с Всемирным Советом Церквей, был членом его Исполнительного и Центрального Комитетов, а также Комитета «Вера и Устройство». Кроме того, по своей собственной инициативе, он организовал большое количество международных встреч и совещаний с мусульманскими и иудейскими лидерами, стремясь вызвать у них чувство взаимного уважения и религиозной свободы во всем мире.