Миссия: сохранение ценностей

12.02.2010, 12:38
Миссия: сохранение ценностей - фото 1
Сафинар Джемилева о традициях, многоженстве и роли женщины в семье и обществе.

Николай СЕМЕНА. — «День», 12 февраля 2010 года

Сафинар Джемилева о традициях, многоженстве и роли женщины в семье и обществе.

Подружжя_Джемільових_1.jpgСейчас в Окружном административном суде Киева рассматривается дело по иску Сусанны Исмаиловой из Крыма к паспортному столу Бахчисарая за право сфотографироваться на паспорт в хиджабе, в чем ранее ей было отказано. Такая постановка вопроса в советское время, на период которого выпала большая часть жизни Сафинар Джемилевой, была вообще немыслима. Тогда человек был рабом государства и не смел ни на йоту выйти за установленные им гласные (законы) и даже негласные, неписанные правила. В обстановке свободной Украины общество совершенно по-новому воспринимает роль женщины, в частности, мусульманки.

Ранее такие проблемы монорелигиозной Украине были не присущи. Сейчас, когда Украина становится не только христианской, но и мусульманской страной, проблемы женщин-мусульманок все чаще выносятся на повестку дня, вторгаются в жизнь граждан, в работу государственных органов, учреждений религии, культуры и образования. О работе «Лиги крымскотатарских женщин» и особенных задачах и целях — в разговоре с Сафинар Джемилевой.

(Часть вторая. Начало — см. «День» №19-20 )

— Сафинар-ханум, расскажите о вашей общественной деятельности. Как возникла идея организации женского движения и как вы создавали «Лигу крымскотатарских женщин»?

— Когда мы переехали в Крым, народ был в очень тяжелом положении. Люди жили в палатках, в пристройках, на квартирах, у родственников, в приспособленном жилье. И вот, чтобы не растеряться, чтобы поддержать дух людей, мы решили реализовать, наконец, нашу давнюю мечту — создать женскую организацию. Здесь уже была инициативная группа, которая и созвала первую конференцию в марте 1994 года. Меня пригласили выступить с докладом. Я очень волновалась, но Мустафа меня поддержал. Делегаты конференции очень хорошо восприняли мой доклад, мы тогда откровенно и заинтересованно поговорили, решили начать действовать немедленно. В конце конференции меня избрали председателем Лиги. Сейчас у нас пятнадцать региональных отделений, нашей деятельностью охвачен весь Крым...

— Какими вы видите задачи современных женских организаций, как работает «Лига крымскотатарских женщин»?

— Мы наладили связи со всеми женскими организациями Крыма и Украины, с международными организациями, например, с организацией «Жены послов», когда ее возглавляла жена посла Турции Джелял-ханум. Мы проводили много конференций совместно с украинскими женскими и правозащитными организациями, в частности, под руководством омбудсмена Нины Карпачевой.

Но наша главная задача, как мы считаем, — это помощь женщинам в налаживании быта, в вопросах культуры, в учебе. Мы взяли под свой контроль отдых и заботу о детях, заботу о престарелых крымскотатарских женщинах, которые остались без опеки. Мы наладили связи со многими благотворительными фондами. Так, много помог фонд «Возрождение» (фонд Сороса), за грант которого нам удалось приобрести оборудование для работы. По гранту фонда «Каунтерпарт» мы обучили 60 женщин ткать к ковры, и они теперь не сидят без работы, имеют возможность поддержать семью. Мы организовываем летний отдых детей, оказываем помощь национальным школам. Сотрудничаем с фондом «Евразия», с американскими благотворительными организациями. Мы часто получаем гуманитарную помощь, которую распределяем по детским домам и домам престарелых. У нас постоянные связи с симферопольским Домом ребенка «Елочка», которому мы систематически оказываем помощь материалами, гуманитаркой, пытаемся ускорить процесс усыновления. У нас при Лиге сильная юридическая служба. Когда там появляются дети крымских татар, мы пытаемся найти крымскотатарскую семью, которая могла бы усыновить или принять на воспитание такого ребенка...

У нас налаженные международные связи, и мы помогаем нашим детям участвовать в конкурсах и фестивалях, которые проводятся в Турции, Румынии, других странах. Помогаем им приобретать костюмы, оказываем содействие в учебе, тренировках, репетициях, работе кружков.

Мы часто проводим культурные мероприятия, презентации, юбилеи, недавно презентовали читателям книгу Олексы Гайворонского «Повелители двух материков» о династии крымскотатарских ханов Гиреев.

«Лига крымскотатарских женщин» входит в международную «Конфедерацию тюркских женщин». Ее центр в Турции, а участниками являются организации практически всего тюркского мира, и очень интересно перенимать их опыт.

— Как ваша организация относится к общественной роли женщины-мусульманки? Ее место — в авангарде общества или на кухне? Как вы относитесь к предписаниям Корана на этот счет?

— Видите ли, крымские татары всегда отличались тем, что наши женщины, в отличие от некоторых других мусульманских стран, никогда не были закрепощены, они всегда занимали очень высокое и ответственное положение в обществе. Крымские татарки никогда не носили паранджу. Из нашей истории известно, что женщины играли значительную роль в обществе, в политике Крымского ханства. В историю вошли жены ханов Джанике-ханум, Диляра-Бикеч. Нурсултан-ханум, например, была советником хана Менгли-Гирея. Это было высокое звание, и сам хан ее высоко ценил и гордился ею. Жена Исмаила Гаспринского Шафика-ханум издавала очень популярный женский журнал, который распространялся по всему миру, известны одобрительные отклики о нем даже из Индии.

Потом, когда нас выслали, то, несмотря на все лишения изгнания, наши матери в ссылке не занялись накопительством, а старались изо всех сил, чтобы их дочери учились. В Узбекистане молодые крымские татарки стали студентками практически всех вузов!

Не удивительно поэтому, что наши женщины были активными участницами национального движения за возвращение народа в Крым. Например, Зампира Асанова была первой крымской татаркой, которая вместе с мужчинами вышла на площадь Маяковского в Москве и требовала свободы Петру Григоренко. Участницами национального движения были все три сестры Мустафы Джемилева. Светлана Аметова была осуждена за участие в движении. Наравне с мужчинами проводили всю работу по возвращению народа в Крым такие женщины, как Шефика Консул, Диляра Сейтвелиева, Веджие Кашка, Айше Велиляева, которая поддерживала связь с Петром Григоренко, Алексеем Костериным.

Искусство нашего народа прославили художница Зарема Трасинова, певица Сабрие Эреджепова, у нас работает национальный театр, несколько профессиональных национальных ансамблей, в значительной мере состоящих из женщин. Нас — десятки тысяч, всех не перечесть...

Айше Сейтмуратова, например, в самые трудные годы угрозой самосожжения на Красной площади добилась разрешения выехать из СССР и стала корреспондентом «Голоса Америки», на весь мир рассказывала о нашем национальном движении, о заключении, ссылке и голодовке Мустафы Джемилева. Она дважды была на приеме у Рональда Рейгана, который после этого сказал: «Белый дом будет гордиться тем, что его посетили люди, бросившие вызов империи зла». Она выступала в ООН, на многих международных конференциях. Айше-ханум в двенадцати странах организовала «Комитеты за освобождения Мустафы Джемилева». Она стала гражданкой США, но в 90-х годах, имея всемирную известность, вернулась на Родину, в Крым, и создала благотворительную организацию «Мерхавет эви» и дом престарелых для крымских татар «Къартлар эви», в котором является сейчас директором.  

Опорой для много раз осужденного участника национального движения Решата Джемилева стала его жена Зера-ханум, которая, к тому же, была связной между лидерами движения, доставляла документы для Петра Григоренко, Андрея Сахарова. Но главное — вот что: даже если наши женщины не были репрессированы за участие в движении, то они были очень крепкой опорой для наших мужчин, которые скитались по советским лагерям и ссылкам. Жены, сестры, матери наших осужденных были лучшими агитаторами против советской власти, это были лучшие дрожжи для развития национального движения...

И вот сейчас в Крыму появляются некие мусульманские миссионеры, которые утверждают, что мы неправильно понимаем Коран и что у нас неправильный ислам. Это примитивный подход к пониманию ислама. Поэтому мы часто проводим семинары по проблемам соблюдения прав женщин, учим их гордости, независимости, свободе, рассказываем, как могут нарушаться их права и как их нужно отстаивать...

— Но именно в крымскотатарской прессе недавно прошла дискуссия о том, может ли быть приемлемым для крымских татар многоженство. Как вы оцениваете эту идею?

— Это несерьезно. Никогда у крымских татар не было настоящего многоженства. Наоборот, крымские татарки — это преимущественно примерные жены, а крымские татары — примерные мужья, которые любят и уважают своих жен. Эта проблема не типична для крымских татар. А на обсуждение она была вынесена потому, что многие женщины сейчас в связи с переездом остались без работы, а значит, без содержания, поэтому общество ищет пути, как решить эту проблему. Один из них тот, что, согласно Корану, четыре женщины могут быть содержанками у одного мужчины, однако я думаю, что для нас это неприемлемо, крымские татарки никогда не будут кроткими содержанками...

— Кстати, сейчас разворачивается движение за то, чтобы мусульманки не просто постоянно носили хиджаб, но чтобы им разрешили фотографироваться на паспорт в хиджабе. Есть такая проблема?

— Это не типичное течение, это секта. Посмотрите, какие золотые, серебряные, какие филигранные ювелирные украшения у крымских татарок! Ну кто же будет закрывать это все великолепие хиджабом, чтобы никто не увидел? Наоборот! Крымские татарки с гордостью выставляют свои многочисленные серьги, кольца, браслеты, мы гордимся нашими швеями, ювелирами, золотошвейками! Наши девушки и женщины всегда носили маленькие фесочки, шапочки, небольшие косыночки, накидочки. Просто тело наших женщин никогда не было вульгарно открыто, как иногда сейчас случается у некоторых народов, и в этом и выражалось соблюдение нами Корана. Наше государство и наш народ всегда были светскими, не фанатично религиозными. Когда мы приехали в Узбекистан, мы были поражены обычаем носить паранджу, пассивностью и закрытостью узбекских женщин от общества. Для нас это было дико. Крымский ислам никогда не был таким. Я помню свою бабушку. У нее была небольшая косыночка, она молилась, читала Коран, потом все снимала и складывала аккуратненько. У нее не было тело открытым, но оно не было и излишне закрытым. Все очень аккуратно, без излишеств...

— Нуждается ли женское движение и, в частности, работа Лиги, которую вы возглавляете, в расширении, в реформах? Над чем вы работаете сейчас?

— Да, конечно. Мы еще далеко не исчерпали все возможности работы с женщинами. Сейчас мы работаем над созданием женского журнала «Арзы», уже готовится пилотный номер. Мы будем поднимать в нем все вопросы женского движения — будут статьи о культуре, политике, истории, экономике, религии, обычаях, разные советы. Мы намерены активнее содействовать нашим детям в изучении родного языка, мы помогаем учителям, врачам в выполнении ими их профессиональной миссии.

Я мечтаю создать свой детский центр, где было бы сконцентрировано обучение детей прикладному искусству — это и гончарство, и швейное, и золотошвейное дело, и инкрустация, и ткачество, и многое другое. Проект такого центра в Бахчисарае уже разработан, нужно только его реализовать, хотя и названия еще нет. Я думаю сейчас над этим, хочу что-то очень красивое придумать...

СПРАВКА «Дня»

Хиджаб — платок, которым женщины-мусульманки закрывают волосы и шею в присутствии мужчин, оставляя открытым лицо. Никаб — часть одежды, которым закрывается лицо женщины, оставляя открытыми только глаза. Носится вместе с хиджабом. Чадра — одежда, которая покрывает женщину-мусульманку с головы до ног. Паранджа или бурка — самая закрытая одежда, которая скрывает все тело и все лицо женщины, разрешается только сеточка на уровне глаз.