Религиозный аспект во время инаугурации Президента

Подмеченные подробности своеобразного диалога Патриарха и Президента крайне интересны не только сами по себе. Они открывают нам различное понимание будущего Украины у Патриарха и Президента.

 

Патриарх

Патриарх говорил в обычном для себя стиле, изобретая все новые способы для приложения своей доктрины Русского мира к реалиям Украины и жизни ее нового Президента.

Известная поговорка: «сколько не говори халва, во рту слаще не станет» у современных политтехнологов вызывает улыбку. Если сотни и тысячи раз повторять что-то отдаленно похожее на правду, есть большие шансы, что сначала это станет «одним из мнений», а потом «общепринятой точкой зрения», а там и до «общепризнанной истины» недалеко. Именно по этому рецепту работает Патриарх Кирилл. Пользуясь каждым удобным и не очень удобным случаем, он напоминает о том, что единство трех братских народов не ушло в прошлое. Это якобы реальность сегодняшнего дня. Все три народа принадлежат к одному духовному пространству, существуют на одном фундаменте православной традиции, и для них наступило одно время: время собрать из камней трех домов-государств один прекрасный храм для Русской Православной Церкви. Эта Церковь в свою очередь обещает, что Бог не оставит три народа без своего благословения и они очень удобно приютятся при едином храме.

Итак, духовное единство или иначе говоря общая цивилизационная идентичность якобы уже существует, и ее необходимо только подтвердить политическим единством. Патриарх указывает на священный долг, высшую обязанность, особое призвание политиков произвести объединение. В этом случае государственные границы совпали бы с цивилизационными. В этих суждениях есть две большие натяжки.

Первая: не доказано существование сегодня общей цивилизационной идентичности для русского, украинского и белорусского народов. Еще в XIX веке выдающийся историк Николай Костомаров доказал, что русские и украинцы имеют различный менталитет, различную цивилизационную идентичность. В частности – демонстрируют цивилизационный отличия в религиозном поведении. Для украинцев характерен индивидуализм, для русских – коллективизм, для русских главная ценность – порядок, для украинцев – свобода, для русских в религии главное правильный обряд, для украинцев – правильное моральное поведение.

Вторая: даже если бы русские и украинцы имели общую цивилизационную идентичность, и она была бы «русско-православной», то это не означало бы, что политики и народы ДОЛЖНЫ объединяться. Каждый народ свободен в своем выборе и не имеет священной обязанности объединяться с кем-либо. Так же и политики не обязываются Богом к тому, чтобы объединять свои государства с соседними. Библия вменяет политикам в обязанность быть справедливыми, защищать свой народ, не объединяться с более могущественными соседями ради земных или воображаемых благ. Ничего о необходимости присоединять Украине к России или Израиля к Египту в Библии не сказано. И даже если бы было сказано: украинский народ вполне свободен и должен руководствоваться только собственными национальными интересами.

Патриарху очень хочется быть нужным и незаменимым. Поэтому появляются слова о бессилии политиков перед лицом проблем. Как сообщает корреспондент РИСУ «По окончании молебна Патриарх Кирилл сказал об ответственности, которую несет с собой власть. Сказал о том, что своими силами справится с теми трудными задачами, которые стоят перед народом Украины и ее новоизбранным Президентом, невозможно, поэтому Церковь молится о благословении на предстоящий путь управления государством». Итак, Президент Янукович и народ Украины сами по себе не имеют достаточных сил, чтобы справиться с трудностями, а потому нуждаются в помощи Бога. Эта помощь может быть получена только через помощь монопольной духовной организации, заведующей распределением этой самой благодати, сообщающей силы политикам и народам.

Президент может подумать, что у него как у власти есть свобода для определения дальнейшего пути Украины. Потому не лишне напомнить ему о том, что «У власти, у любой власти, есть только один смысл — служение. Вот почему подлинная власть — это прежде всего ответственность и подвиг, в том числе и духовный подвиг. Потому что служение своим ближним — это всего себя отдавать, а в некоторых случаях самого себя распинать для тех, кому ты призван служить». Если кто-то подумал, что Президент должен служить народу для того, чтобы тот жил хорошо – это не правда. Такого рода идеалы не раз осуждались патриархом: желать благополучия для народа может только политик зараженный идеологией общества потребления. Эта идеология есть абсолютное зло сегодня. Нужно служить народу, а этот народ должен стремится к реализации высших целей – существованию в единой цивилизации с Россией. Сегодня жизнь в Русском мире не является идеалом для большинства украинского народа и даже для большинства православных Украины. Но записав всех верующих УПЦ МП в сторонники Русского мира, добавив к ним великих предком от князя Владимира до митрополита Алексия («его же память ныне»), получаем большинство. Это большинство состоит из «мертвых душ», но «у Бога все живы», а потому записываются в сторонники последних доктрин РПЦ. Заменим, что РПЦ конечно же мыслит себя как монополиста в деле интерпретации мировоззрения деятелей прошлого. И удивляет святая уверенность, в том, что князь Владимир точно мыслил так, как это сегодня выгодно патриарху Московскому. Ведь для украинцев по версии патриарха Кирилла нет собственных религиозных авторитетов. Авторитеты и святыни у них только те, что общие с русскими. Именно на фундаменте ценностей русского православия должны объединиться вокруг патриарха Кирилла и Президента Януковича сначала все православные Украины, потом – все христиане, потом – все верующие разных религий, а потом уже все атеисты. И такое единое православное общество граждан Украины стройными рядами окажется в Русском мире, в общем духовном пространстве Руси. Особо хочется отметить, что для мусульман и иудеев, агностиков и атеистов, католиков и протестантов, Патриарх исключений не сделал. Крестил Владимир Русь – значит все граждане Украины должны стоять на почве православной духовности. Были в истории общие для Киева и Москвы митрополиты – значит все верующие и неверующие Украины входят в духовное пространство Руси. И должны вести себя соответственно – со смирением принимая такую свою судьбу. Все от Президента Януковича до последнего бомжа должны свою жизнь переменить, жить именно как граждане «Руси».

Для того, чтобы украинский народ мог с русским слиться в едином порыве, нужно внутреннее единство для самого украинского народа. Обеспечить такое единство – ближайшая цель правления Президента Януковича. «Патриарх указал на важность единства народа Украины, которое поможет в решении задач народа Украины, чтобы были преодолены политические, историософские и другие разногласия. Этими объединяющими ценностями, могут быть ценности, наследие св. Князя Владимира, духовное наследие наших народов». Итак, у всех украинцев должна быть одна политическая сила на всех, и одно понимание истории. Ведь по словам Патриарха, не только политические разногласия должны быть преодолены, но и «историософские разногласия». И понимание истории должно быть не просто единым для украинцев, а общим для украинцев и русских. Понимать историю теперь нужно в свете «духовного наследия наших народов». Не народа, а народов. Значит, историософия (толкование истории) должно быть не просто одним, но оно должно быть во-первых православным, а во-вторых, общим для русских, белорусов и украинцев. Утверждать это единое понимание будут видимо в РПЦ, поскольку она как раз в понимании патриарха православна, и общая для трех народов. И не только для них. Русский мир еще зашагает по планете спасая всех, кто сегодня погибает от ужасной цивилизации потребления.

Как известно, украинский духовный гимн начинается со слов: «Боже, Великий Единий, нам Украину храни». Но патриарх не мог упустить удобного момента дать свой, «правильный» вариант этих слов. «Закончил свою речь Патриарх молитвой за Украину «Боже, Великий Единий, Русь-Украину храни», прочитав украинские слова с русским произношением, еще раз отметив важность консолидации народа Украины, и ответственность политического служения Президента Украины: «Самым главным условием благоденствия народа является способность консолидироваться, для решения самых трудных задач. Пусть Господь через вас, Виктор Федорович, хранит духовное наследие Украины-Руси» — сказал Патриарх». Спекуляции вокруг того, что Украина – это «тоже Русь» сегодня как никогда популярны в Московском патриархате. Также и постоянные подчеркивания, что РПЦ – это «Русская православная церковь», а не «Российская православная церковь». Помниться, когда Ельцин стал Президентом, возникла проблема как обращаться к гражданам России. Тогда было разъяснено, что надо говорить «россияне». Потому что русские – это этническое именование, а россияне – это все граждане России. А вот согласно с патриархом, русские – это не столько этническое название, а обозначение чего-то большего. Так возникает спекуляции о том, что Российская – это название, которое имеет отношение только к русским, а Русская – это название для церкви Руси, а вот к последней принадлежат кроме русских еще и украинцы, и белорусы. И получается, что украинцы и белорусы, они какие-то «русичи» или «русины» или даже «русские». Задача всех этих спекуляций ясна: чтобы украинцы забыли, что они согласно с канонами и естественным законом имеют неотчуждаемое право на самостоятельное церковное и государственное существование. Чтобы украинцы стали думать не об укреплении своей государственности, а о вписывании себя в российские реальности. Чтобы запутавшись в исторических спекуляциях, мифах, словах, украинцы в конце концов удовлетворились «достойным местом в Русском мире».

Президент

Виктор Федорович однако проявил самостоятельность. Конечно, благословение Божие важно и потому «Янукович поблагодарил Патриарха за молитвенную поддержку». Но как говорится в народе «на Бога надейся, а сам не плошай». И потому Виктор Федорович «сказал о том, что Украина преодолеет все вызовы, которые ставит перед ним нынешнее время» именно своими силами: «Я вступаю на этот пост с верой и надеждой, что нам хватит собственных сил и мужества преодолеть все трудности и построить сильное государство, которое будут уважать во всем мире и да поможет нам всем в этом Господь Бог» — сказал Виктор Янукович. Итак, в ответ на категорические заверения, что рассчитывать Украине можно только на помощь от Бога и Патриарха, а также от двух других народов общего «духовного пространства» Янукович высказывает надежду и веру, что «нам хватит собственных сил». Это не оговорка, это убежденность в том, что будущее Украины – самостоятельное и сильное государство, которое сейчас начинает путь выздоровления.

Произнося речь в парламенте, Янукович заговорил о своих добродетелях, благодаря которым Бог благословит и его, и Украину. Первая из этих добродетелей – это смирение. Говорить об смирении в первой президентской речи может себе позволить только внутренне сильный лидер и искренне верующий человек. Смирение Янукович чувствовал перед Богом, «волей Которого я вступаю на пост главы Украинского государства». Таким образом, Янукович претендует на особые отношения с Богом, которые его избрал. В этих отношениях не просматривается места для посредников. Смирение Виктора Федоровича оказывается действительно его личным чувством. Слишком личным, чтобы в отношения между смиренным Президентом и благословляющим Богом вклинился еще кто-то или что-то. Интересно, что по отношению к народу Виктор Янукович чувствует «ответственность»: все-таки народ его избрал «большинством голосов».

Президент Янукович, ссылаясь на Библию, напомнил оппозиции и ее лидеру о необходимости признать его власть. При этом Виктор Федорович сослался на Евангелие от Матфея 5, 25: «Мирися с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним». Президент не закончил цитирование отрывка, однако каждый может прочесть весть отрывок: «Мирися с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу». Кроме политического намека, интересны и собственно религиозное понимание отрывка, которое может быть у Януковича. Ведь по церковному толкованию, противник символизирует «совесть», судья – Бога, а путь – «жизнь». Принимая на себя роль библейского «соперника», Виктор Федорович невольно принял на себя роль «совести нации». Во всяком случае, он предложил подойти к политической вражде с моральной оценкой, признать ее аморальной. И его оценка политического соперничества дана не с точки зрения какой-то абстрактной морали, а с точки зрения религиозной морали, морали христианской.

Президент Янукович предложил найти путь для мира в духовной сфере Украины благодаря улучшению материального благосостояния граждан. Эта логика противоположна обычной для патриарха Кирилла. Последний уверен в обратном: только духовно развитые люди могут достичь и единства, и материального богатства. А потому нужно начинать с достижения духовного единства на основе единых православных ценностей. Президент Янукович признает реальное разнообразие, сложившееся в Украине. Проблемы, которые возникли в связи с этим разнообразием можно решить на основе права. Различные же обострения и противостояния порождены не самим разнообразием, а бедностью народа. Если же обеспечить достойное материальное существование, то в Украине перестанут искать тех, из-за кого в кране нет воды. Прекращение поиска виноватых возможно не через общественный диалог и оправдания тех, кого другие назначают виноватыми. Оно возможно через исчезновение проблем, причиной которых объявляются различные «виноватые». Рецепт Януковича грешит «экономизмом». Согласно с этой логикой, корни которой в марксизме, противостояния в духовной сфере Украины исчезнут с формированием единого национального рынка, с достижением общества благосостояния. Линии различий станут сами собой линиями заинтересованного диалога и партнерства, а не линиями разделений. Вполне возможно, что логика Виктора Януковича сработает. Ибо это – один из европейских рецептов по достижению согласия в духовной сфере страны, а не какой-то «особый путь». Потому что «особые пути» всегда заканчиваются одинаково – тупиком. Как и попытки изобрести особый велосипед заканчиваются одним и тем же открытием: почему-то вместо велосипеда построили танк. Видимо выбор в пользу «велосипеда» уже является хорошим знаком для Украины.

Завершение речи Виктора Януковича словами «И пусть в этом праведном устремлении нам поможет Господь!» продемонстрировало насколько глубоко зашла «клерикализация» украинской политической элиты. Степень присутствия Бога в политической риторике достигла американского уровня. Подражая Америке, украинский политикум перестал стесняться упоминаний Бога. Из сферы личного дела каждого религия уверено переместилась в область дела всех. Конечно же Бог из речи Януковича – это и есть тот самый Великий Единый из духовного гимна Украины, которым «нам Украину хранит».

Итоги

Подмеченные подробности своеобразного диалога Патриарха и Президента крайне интересны не только сами по себе. Они открывают нам различное понимание будущего Украины у Патриарха и Президента. Виктор Янукович оказался «православным президентом», но не «духовным чадом» Патриарха. И причина в том, что он вообще не может быть чьим-то «чадом». Он слишком взрослый для этого. В том числе и в духовном отношении: при всей простоте его православной веры, она в своей зрелости давно переросла наивность неофитства. Когда человек только заходит в Церковь на праздники, он ничего собственно не знает и не считаться собственно православным христианином. Такой человек легко подается искушению манипулировать церковью (церквями). Когда человек погружается в церковную действительность, то возникает одно искушение: войдя в Церковь, вместе со шляпой снимать и голову. Такой человек наивно верит патриархам и епископам, старцам и попам. Живущий внутри Церкви человек уже разбирается, что в Ней – от Бога, а что от людей. Такой человек различает заповеди Божии и церковную риторику патриархов. Такой человек не позволяет подменить веру и здравый смысл суевериями и мифологемами. Президент Янукович не только воцерковленный человек, но и реально живущий внутри церкви. А потому есть надежда на его ответственную церковную политику.

А потому может оправдаться прогноз известного украинского политолога Андрея Ермолаева: «Янукович и его команда отдают себе отчет в том, что создать монополию и навязать все виды политик – начиная от сферы правопорядка и заканчивая гуманитарной сферой – не удастся. Более того, по факту победы один из базовых лозунгов – это компромисс и объединение. На практике это означает, что будущая политика будет синтетической, а следовательно, не будет идеологически гуманитарно однозначной. И не следует ожидать от Януковича какого-то жесткого приоритета в отношении конфессий, даже учитывая, что он принадлежит к УПЦ МП. Более того, не исключаю, что он всех удивит уже в первый период президентства тем, что сам пойдет на диалог с теми конфессиями, с которыми раньше не был связан в силу конфессиональной принадлежности».

Во всяком случае в будущем мы увидим тонкую и грамотную политику как в игре с северным соседом и «общим» патриархом, так и внутри страны. Потому что Президент заявил о себе как центре силы, а не бессилия. Не зря же Предстоятель УПЦ МП митрополит Владимир подарил Виктору Януковичу древний княжеский перстень.

Перстень – более древний знак царской и княжеской власти, чем корона. Януковичу перстень подарила Церковь и это хороший знак. Перстень, который носил Ющенко, был знаком недобрым, ибо был взят из казацкой могилы. Носить вещи давно умерших людей, забранных из могилы – опасно для человека. Среди археологов можно услышать десятки историй об этом.

Символическое противоположение двух перстней стало интересным штрихом, дополнившим картину «благословления на власть». И в этом жесте вольно или невольно было напоминание о непомерной претенциозности инаугурационного молебна Виктора Ющенко в Софиевском соборе. Он так и не стал мессией. Может Янукович станет обычным хорошим «православным президентом». Сегодняшняя символика добавляет уверенности в осуществимость надежд.